Скрытые смыслы известных фильмов,подтвержденные их авторами
Авторы некоторых известнейших фильмов с самого начала скрыли в своих творениях нечто такое, что совершенно не заметно на первый взгляд, и открывается внимательному наблюдателю лишь по зрелом размышлении. Иногда это довольно ошеломляющие вещи, которых ну никак нельзя было ожидать от данного конкретного фильма.
Скрытые смыслы известных фильмов, подтвержденные их авторами
Существование скрытых смыслов подтверждается, в основном, в интервью со сценаристами и режиссерами с коллекционных DVD. Тогда, порой много лет спустя после премьеры, авторы признаются, какие (порой жутковатые) тайные моменты были совершенно намеренно встроены ими в их знаменитые и такие популярные фильмы — в надежде, что рано или поздно их кто-то обнаружит.
ВАЛЛ-И — погубитель Земли
Фильм «ВАЛЛ-И» на первый, а также и на второй взгляд - трогательная история про маленького робота, который в одиночку пытается убрать огромные залежи мусора на опустевшей Земле, покинутой людьми семь веков тому назад. Но мало кто знает, что в очаровательном, идеально адаптированном под детскую аудиторию сюжете скрыт дивный поворот: милый главный герой, маленький робот ВАЛЛ-И — сумасшедший убийца и причина того, что человечество оставалось бездомным сотни лет.
А вот и доказательство сему выверту сознания, однажды подтвержденное на одном онлайн-ресурсе Питом Доктером, всего лишь автором сценария фильма.
Мертвые роботы вдоль дорог стоят
Мы знаем, что человечество улетело с Земли семьсот лет назад, предварительно захламив ее до невозможности. Люди оставили на планете тысячи роботов-уборщиков, чтобы они справились со всем этим мусором, и через несколько лет люди могли вернуться назад. Но вот прошли семь веков, и что же? Земля все так же представляет собой огромную свалку, а среди уборщиков остался один-единственный робот... Остальные тоже есть в кадре - это их безжизненные останки, которые ВАЛЛ-И использует в качестве источника запчастей, напевая песенки в процессе отламывания конечностей от своих некогда живых собратьев.
Мало кто обратил внимание на то, что нам так и не объяснили, почему оставленные людьми роботы вышли из строя, Земля осталась неприбранной, и люди проболтались в космосе до потери человеческого облика. Что произошло? Почему среди всех роботов жив только один? И почему он такой необычный?..
Старый был стройнее
В сюжете «ВАЛЛ-И» скрыто мощнейшее пасхальное яйцо, отсылающее нас аж к концепции «Короткого замыкания» 1986 года - фильма, основанного на рассказе великого фантаста Азимова «Робот ЭЛ-76 попадает не туда». Военный робот «Джонни пять» в результате удара молнии становится разумным существом. Невооруженным взглядом видно, как гусеничный ВАЛЛ-И похож на своего предшественника — его дизайн моментально напоминает внешний вид «Джонни пять». Но если Джонни творил исключительно добро, то история «помешательства» ВАЛЛ-И несколько мрачнее.
Кубик с кубиком
В результате ошибки программирования ВАЛЛ-И, как и «Джонни пять», «попал не туда», обретя разум — мы видим что он совершенно очевидно одушевленное существо, он даже оказался способен на романтические чувства к роботу по имени ЕВА, прилетевшему на разведку с корабля людей. И вот сотни лет назад ставший разумным робот обнаружил себя на захламленной планете, окруженный безмозглыми механизмами, пытающимися убрать мусор. Их стремления вошли в противоречие с желаниями ВАЛЛ-И — как мы видим в начале фильма, наш герой, вместо того, чтобы прибираться, просто строит из мусора небоскребы, да тысячами собирает всякие безделушки вроде старого кубика Рубика и мечтательно пялится на них с милым кудахтаньем.
Мне нужна твоя нога
И вот одушевленный, но чокнутый ВАЛЛ-И принял решение уничтожить всех роботов, чтобы они не растаскивали любезный его сердцу человеческий мусор. В течение долгого времени он занимался тем, что планомерно убивал всех уборщиков на Земле, пока не прикончил последнего из них и не остался в полном одиночестве, шатаясь с песенками по поверхности планеты, и отрывая запчасти от неподвижных тел своих собратьев. Только примерьте это на людей, и представьте себе человека, который рыщет по огромной свалке в поисках трупов убитых им людей, и, напевая что-то себе под нос, отделяет от тел конечности, чтобы потом носить их на себе. Все верно: перед вами возникнет картина спятившего маньяка, вроде Буффало Билла из «Молчания ягнят». Ну а Земля вполне логично так и осталась неубранной — на всей планете только один уборщик, и тот ненормальный. Не уничтожь ВАЛЛ-И всех уборщиков, возможно, люди вернулись бы домой уже давным-давно, пока они еще не превратились в ожиревшие овощи.
Вот так история про маленького трогательного робота внезапно оборачивается странной картинкой: сошедший с ума от одиночества главный герой, сидящий в пустыне, покрытой мертвыми телами убитых им собратьев, погубивший планету, навеки утонувшую в хламе. Недаром шатающийся по пустой планете робот некоторым сперва показался малость жутковатым.
Энди — безотцовщина
Великолепная во всех отношениях трилогия «История игрушек» с первого взгляда не кажется особенно сложной, и претендующей на раскрытие неких глубоких тем. Однако это не так, причем доподлинно известно, что скрытые смыслы были убраны сценаристами с поверхности совершенно намеренно. Этакое послание «для тех, кто понимает», хотя понимающих оказалось полным-полно.
Так, от пристального взгляда поклонников мультфильма не ускользнуло идеальное отсутствие в жизни Энди его отца. О нем просто-напросто ни разу не упоминается — его нет на фото, висящих на стенах, его нет на видео, снятом мамой Энди, его... в принципе нет. Это подтверждается еще и отсутствием на руке мамы Энди обручального кольца.
Таким образом, фильм ясно дает нам понять, что Энди с сестренкой растет у матери-одиночки, и в его жизни нет отца, который мог бы учить его и подавать ему пример. Неудивительно, что это сыграло такую важную роль для всей трилогии: именно отсутствие папы в жизни Энди заставляет его испытывать столь сильную привязанность к куклам с ярко выраженными мужскими характерами — смелому ковбою Вуди, и мужественному космонавту Баззу, с его явными лидерскими качествами. Своего рода психологическое обоснование героя, признак глубокого и умного кино.
Мультяшки = угнетенные чернокожие
Кролик выглядит угнетенным
«Кто подставил Кролика Роджера» - с виду вполне себе развлекательная картина, в которой нелегко отыскать намек на какую бы то ни было серьезную проблему. Истина заключается в том, что режиссер Роберт Земекис включил в свое творение не просто намек, а мощно проработанную тему расовой сегрегации, настолько недетскую, насколько это вообще возможно. И сделал это намеренно.
Вся картина о взаимоотношениях нарисованных мультяшек и реальных людей — не что иное, как могучая аллегория противостояния цветных и белых в послевоенном Лос-Анжелесе. Этому есть много неопровержимых доказательств. Во-первых, действие фильма происходит в 1947 году, в зените эры издевательских «законов Джима Кроу», когда разделение общества на белых и цветных в Америке достигло своего апогея. Черные и белые буквально не могли находиться в одном месте — вплоть до того, что средства общественного транспорта были разделены на две половины, для белых и для черных (и на полном серьезе рассматривался проект об организации для черных своего отдельного транспорта, чтобы белые вообще не находились в одном помещении с нечистыми цветными.) Очевидно, что мультяшки среди людей в фильме «Кто подставил кролика Роджера» — это «цветные среди белых».
У нас тут своя атмосфера
Судите сами. Основная часть мультяшек живет в Мульттауне — там буквально днем с огнем не сыщешь реального человека, точно так же как белого было не отыскать в послевоенных черных гетто Лос-Анжелеса. Далее: люди в фильме совершенно явно считают мультяшек существами второго сорта, и не скрывают своего к ним пренебрежения. И наконец, само английское название «мультяшек» - «toons» - звучит как «coons», буквально «черномазые», оскорбительное словечко, бывшее в широком ходу во времена расового разделения.
Далее: злобный Судья, главзлодей фильма, задумал снести Мульттаун, чтобы, все правильно, проложить скоростное шоссе для людей, точно так же, как американские власти в середине 20 века сносили трущобы чернокожих с насильственным выселением последних в социальное жилье, даже и не думая спрашивать жителей об их мнении — оно, как и мнение мультяшек в фильме, белых не особенно интересовало.
Еще параллели? Земекис не поскупился! Обратите внимание, как много мультяшек в его фильме работает прислугой, или развлекает людей со сцены — именно этим занимались черные во времена сегрегации. Феерическое выступление Даффи Дака и Дональда включает в себя залихватское бренчание на пианино — в точности в той же манере, в какой играли в пятидесятых чернокожие таперы со сцен ресторанов.
Это дело я люблю
И, как и всякий сильный автор, Земекис шагнул даже дальше очевидных вещей, спрятав в свое «детское кино» несколько совсем уж взрослых параллелей. Одна из них — сравнение Судьи с Дядей Томом, классическим персонажем, предавшим свою расу. В финале мы узнаем, что зловещий Судья сам является мультяшкой, и он, со своим стремлением уничтожить всех собратьев, после чего самому вечно притворяться человеком, является подлым предателем «своих». Аналог злобного негра Стивена в исполнении Сэмюэла Джексона в «Джанго освобожденном».
А ты вроде ничего...
Напоследок — самое смачное. Взаимоотошения частного детектива с Джессикой Рэббит, гиперсексуальной супругой кролика Роджера, символизируют одержимость белых мужчин времен сегрегации черными женщинами. Эдди Валентайн явно испытывает влечение к Джессике, и это влечение кажется ему запретным — точно так же, как белые мужчины терзались комплексом вины, обнаружив, насколько привлекательными могут быть для них «запретные» чернокожие дамы...
Робокоп = Иисус
...вы имеете право валяться без сознания...
Великий фантастический фильм 1987 года об антиутопическом Детройте недалекого будущего. Питер Веллер играет полицейского Алекса Мерфи, убитого при выполнении служебных обязанностей, и использованного в программе создания экспериментального робота-полицейского, чье железное тело управляется человеческим разумом.
Робокоп на самом деле аналог Спасителя.
Что-то есть...
Режиссер Пол Верховен намеренно включил в повествование буквальную библейскую аллегорию. Как мы знаем, согласно Библии Иисус сперва был смертным человеком, после этого был жестоко убит, и воскрешен в новом, сверхчеловеческом состоянии Бога. А теперь Мерфи: сперва простой полицейский, потом жестоко убит гангстером Кларенсом Боддикером, потом воскрешен в новом, сверхчеловеческом состоянии Робокопа.
Мало этого! Пол Верховен, со свойственной ему выразительностью, даже усилил параллели: перед тем, как прикончить Мерфи, Кларенс отстреливает ему руку, вытянутую в сторону так, словно его распинают на кресте. Неслучайно выстрел направлен именно туда, куда Иисусу забили гвоздь: ведь дробовик в версии Верховена является модернизированным орудием пытки. И наконец — финальный выстрел в голову есть не что иное, как футуристический терновый венец, оставивший кровоточащие раны на голове Христа.
Ну и апофеозом иносказательного уподобления Иисусу, без сомнения, стала сцена, в которой робот-полицейский буквально идет по воде, не оставляя ни малейшего простора для кривотолков.
Да, и Верховен лично подтвердил все это в интервью 2010 года. А на резонный вопрос «Почему же ваш Иисус столь явно одобряет насилие?» режиссер, не моргнув глазом, ответил: «Потому что это американский Иисус».
«Чужие» — метафора Вьетнамской войны
«Чужие» Джеймса Камерона, крестный отец всех фантастических боевиков, прямолинеен настолько, насколько возможно (если не считать того, что Чужие на самом деле гигантские пенисы, но этот концепт был выдуман эротоманом Гигером еще до Камерона). Перед нами простая история о группе американских солдат, отправленных воевать за тридевять земель, и умирающих в некой мрачной дыре по вине бездарного, а то и просто преступного руководства. Какая тут может быть метафора.
Самая прямая, вот какая. Согласно дополнительным материалам коллекционного издания «Чужие: Квадрилогия», весь фильм был намеренно создан Камероном как один большой флэшбек на тему войны во Вьетнаме. Учитывая то, что в момент выхода фильма после завершения конфликта прошло всего 11 лет, память об этой бесславной войне была болезненно-жива в умах людей.
Вот почему летательный аппарат десантников будущего так напоминает вертолеты, доставлявшие солдат на передовую во Вьетнаме. Вот почему внешний вид бойцов, их оружие, обмундирование, даже рисунки, сделанные ими на своих вещах, так схожи с тем, что было на вьетнамской войне.
Но самое главное — это сюжет. Только обратите внимание: вооруженные до зубов солдаты летят на «простое задание», и обнаруживают, что их одолевает противник, буквально предпочитающий подкрадываться к ним в темноте, не использующий продвинутые технологии, первобытно-жестокий. Причем никаких параллелей между Чужими и вьетнамцами нет — все дело в отношении американцев к врагу, которое меняется от презрения и чувства превосходства до панического ужаса и осознания, что «все полетело к чертям».
Изображение начальства — одно из ярчайших доказательств аналогичности «Чужих» войне во Вьетнаме. Известно, что общественность США восстала против этой войны в немалой степени по причине безобразного командования и преступной жадности военных корпораций. Точно так же и в «Чужих»: командование представлено в виде высокомерного бездаря Гормана. Он корчит из себя элиту, отказываясь есть вместе с подчиненными, но в критической ситуации теряется настолько, что вместо него парадом начинает командовать женщина из гражданских — просто от безысходности.
И наконец, военные корпорации, буквально наживавшиеся в свое время на смертях американских солдат, великолепно представлены компанией Вейланд-Ютани: в этой конторе буквально пожертвовали жизнями спецназовцев, лишь бы заполучить образец Чужого, чтобы потом использовать его, все правильно, КАК ОРУЖИЕ. Это параллель буквальная, абсолютная — алчная корпорация, меняющая человеческие жизни на деньги.
И вот еще: конец человеческой колонии на LV-426 (ядерный взрыв, куда уж хуже) — это аллегория окончания войны во Вьетнаме, в том смысле, что она увенчалась полной победой Северного Вьетнама . Как говорится, эпик фейл.
Джеймс Бонд — псевдоним
Один другого краше
Фильмов про агента 007 вышло множество, их уже несколько десятков. Первые приключения Бонда имели место еще в шестидесятых, в разгар Холодной войны (и напрямую были с ней связаны), и вот, сквозь десятилетия, до самого новейшего времени Джеймс Бонд странным образом проходит через все передряги не старея, и главное — постоянно меняя обличья. Разумеется, ясно, что его играли разные актеры — но почему не было ни малейшей попытки авторов франшизы хоть как-то привязать конкретную личность к конкретной эпохе, или хотя бы к конкретной дате рождения?
Ответ: Джеймс Бонд — это не имя, а псевдоним, и он неразрывен с кодом 007. По сути, это всего лишь обозначение суперагента с лицензией на убийство, метка, переходящая от старого носителя к новому, в то время как ее прежний обладатель получает новое назначение, либо отправляется на пенсию (а как его на самом деле зовут, нам знать и не обязательно).
Вы что-то хотели, инспектор?
Удивительно, но эта догадка фанатов Бондианы позднее получила полное свое подтверждение, когда ее правомерность признал Ли Тамахори. Это не кто иной, как режиссер одного из самых кассовых фильмов бондианы - «Умри, но не сейчас» (2002) с Пирсом Броснаном - того самого, с невидимым «Астоном».
Агент Красный Нос
Теория «переходящего имени» прекрасно объясняет не только тот факт, что Бонд не стареет — ведь и личность агента сильнейшим образом менялась, так что в одном фильме он щеголяет в гриме клоуна, а в другом сжигает человека заживо с каменным выражением лица. Более того: в сюжетах фильмов Бонд то и дело натыкался на непреодолимые преграды, после которых просто не мог работать дальше в британской разведке. Герой Джорджа Лейзенби, в последнем фильме с которым была убита жена Бонда, явно оставил службу в МИ-6 после этой трагедии. Героя Тимоти Далтона из этой самой службы просто выперли без права восстановления. Последний фильм с Броснаном тоже прямо указывает на то, что Бонд больше не работает в МИ-6.
А между тем все просто: старого Бонда выгоняют/убивают/сам увольняется/и т. д., и псевдоним присваивается новому, свеженькому претенденту, жаждущему опасных приключений, пока его не выпрут/убьют/сам уволится/далее по списку. Отличная реалистическая приправа к вечно страдающей от зашкаливающей сказочности франшизе.
R2D2 и Чубакка — секретные агенты повстанцев
Когда Джордж Лукас представил миру свой Magnum Opus, а именно — новую трилогию «Звездных Войн», он перетащил туда, кажется, всех персонажей старой трилогии, включая потного толстого дрессировщика Ранкоров из «Возвращения Джедая».
Обнаружив, что роботы C3PO и R2D2, а также Чубакка, оказывается, находились в самой гуще предшествующих событий, фанаты саги обнаружили в повествовании зияющие дыры. Выходит, что роботы практически были свидетелями драматической трансформации Анакина Скайуокера в Дарта Вейдера, хотя этот факт ни разу не упоминается в оригинальной трилогии! Как и то, что Йода и Чубакка, оказывается, знали друг друга еще со времен Клонических войн, когда они буквально сражались плечом к плечу против армии дроидов во время обороны Кашиика. Тот факт, что Люк и Оби-Ван «случайно» наткнулись на Чубакку на Татуине, начинает выглядеть совсем уж невероятным совпадением... И как такое возможно, что прославленный Чубакка, который, на минуточку, во время Битвы за Кашиик был заместителем главнокомандующего армией вуки, ни с того ни с сего заделался помощником какого-то мелкого жулика?
Ответ: R2D2 и Чубакка все время были агентами повстанцев.
Этот факт был выкопан из оригинального сценария Джорджа Лукаса, написанного им в середине семидесятых перед выходом «Новой надежды». Лукас в свое время написал такой огромный трехсотстраничный сценарий с таким количеством переплетающихся сюжетных линий, что это позволило ему создать одну из самых убедительных и проработанных вымышленных вселенных в истории кино. Но эта сложность стала одновременно и проблемой — втиснуть все идеи из этого сценария даже в эпический набор из двух трилогий не представлялось возможным, и в итоге кое-что было вырезано. К несчастью, наряду с действительно маловажными моментами под раздачу попали и те, что сделали бы всю сагу намного лучше. Так что в данном случае можно говорить не о скрытом, а об утраченном значении... которое все равно присутствует, только его нужно домысливать.
...и он так и не признался C3PO, что все это время был карликом в костюме робота
В оригинальном сценарии Лукаса прямо говорилось, что после событий первой трилогии R2D2 убедил Йоду и Оби-Вана не стирать ему память (C3PO повезло меньше, и он действительно ничего не помнил о случившемся). Бочкообразный робот вызвался быть глазами и ушами Йоды, отправившегося в изгнание на болотистую планету Дагоба. И на протяжении 20 лет, прошедших между двумя трилогиями, R2D2 путешествовал вместе со своим золотистым, ничего не ведающим другом по Галактике, стараясь всегда быть в гуще событий, и старательно передавая все что видел Йоде, у которого в хижине имелся автономный прибор для получения информации от своего осведомителя!
Почему нас все время тянет в самое пекло?..
Вот почему R2D2 и C3PO находились на корабле принцессы Леи в момент ее захвата Вейдером. Вот почему они постоянно лезут в самый центр происходящего, вместо того, чтобы тихонько работать где-нибудь прислугой. Вот почему R2D2 тащил C3PO по татуинской пустыне строго в направлении логова Джаббы Хатта — потому что этот робот с самого начала являлся осведомителем Йоды, и всегда действовал не просто так, а исходя из четкого задания: быть в середине всех передряг, и держать наставника джедаев в курсе событий.
То же самое с Чубаккой. Только если R2D2 передавал Йоде новости, скажем так, с широкого фронта (ну и попутно старался держаться поближе к Лее, ключевой фигуре саги, одной из двух детей Анакина Скайуокера), то задачей Чубакки было... присматривать за самим Люком Скайуокером, подрастающим на Татуине! В этом есть огромный смысл: Люк является важнейшим человеком для повстанцев, он их главная надежда, потомок джедая, носитель Силы, единственный, кто способен победить Вейдера и Императора.
Вот почему Чубакка спутался с контрабандистом Соло: познакомившись с этим типом, вуки предложил ему вместе работать на жирного гангстера Джаббу Хатта, живущего на Татуине, той самой планете, на которой в приемной семье фермеров рос Люк. Это дало возможность Чубакке часто летать вместе с Соло на Татуин, и тайком следить за тем, как идут дела у юного джедая. Стоит ли добавлять, что Чубакка постоянно докладывал обо всем Йоде? И стоит ли упоминать, что он совсем не случайно оказался в том баре на Татуине?
Р-р-р-р-р-р
Словно этого мало — в оригинальном сценарии именно Чубакка постарался отвлечь Люка от романтических отношений с Леей, переключив принцессу на Соло... все правильно, потому что только Чубакка знал, что Люк и Лея родные брат и сестра.
Все это улучшает сагу сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это делает R2D2 и Чубакку еще интереснее для зрителя, а во-вторых, великолепно объясняет присутствие их во второй трилогии, и вообще вносит во все события саги изрядную долю здравой логичности. Мало того, что, по мнению многих фанатов, уточнение данной сюжетной линии попросту сделало бы вторую трилогию «достойной просмотра» - это еще и дало бы Лукасу изрядную долю признания критиков. То, что после Джа-джа Бинкса было нужно ему как воздух...
|