Как это было на самом деле
Жизнь часто нуждается в приукрашивании, как только дело доходит до ее изображения в кино. И вот уже персы ведут в бой вместо слонов каких-то монстров размером с трехэтажный дом, и армии разрастаются в десять, а то и пятьдесят раз. Но вот какая странность: иногда режиссеры не приукрашивают, а наоборот, обедняют реальность......
Как это было на самом деле
Когда в начале просмотра мы видим надпись «на основе реальных событий», чаще всего она означает «фильм снят на основе событий, о которых сценарист как-то раз услышал краем уха в новостях». С реальностью там не так уж много общего. Но если фильм является биографией какой-нибудь значительной исторической личности — уж тут-то, казалось бы, можно ожидать определенной аккуратности в передаче исторических фактов? А может, стоит ждать стопроцентной честности описания совсем недавних событий — что там было в древнем Риме три тысячи лет назад, нам, может, и неведомо , но мы уж точно знаем, что произошло в двадцатом веке?
Да ничего подобного. Даже фильмы на основе совсем недавних событий все равно сняты с разной степенью недостоверности.
Операция «Арго» - история про то, как Аффлек Канаду обидел
Еще один король мира
Бен Аффлек, выступивший в качестве режиссера и исполнителя главной роли в драме по реальным событиям «Операция «Арго» (2012), добился огромного успеха. В 2013 году его картина получила три Оскара, включая награду в номинации «Лучший фильм», собрав при этом в прокате более двухсот миллионов долларов. Это невероятная история спасения шестерых американцев из мятежного Ирана путем изобретательной операции спецслужб США.
Аятолла Хомейни смотрит на тебя как на контрреволюционера
Сорок лет назад Иран был ничуть не более уютным местом для жизни, чем сегодня, а иногда он и вовсе превращался в ад на земле. Именно это стряслось в самом конце семидесятых, когда исламская революция 1979 года вымела из страны все, связанное с Америкой. Толпы вооруженных фанатиков атаковали посольство США в Тегеране, взяв в заложники более полусотни его сотрудников. Шестерым удалось бежать, и укрыться в домах канадских дипломатов. Не было ни малейших сомнений в том, что исламисты прикончат беглецов, как только обнаружат. Казалось, спасения нет, но тут эксперт ЦРУ Тони Мендес предложил идею, поначалу казавшуюся сумасбродной: вывезти сотрудников посольства под видом членов канадской съемочной группы, якобы ищущей в Иране место натурных съемок для фантастического фильма «Арго». Сумасбродная идея сработала, и, пройдя через пекло восставшего Ирана, дипломаты в последний момент спасаются на самолете благодаря отваге и находчивости сотрудников ЦРУ...
Ничего, кроме правды
Авторы кино не раз акцентировали внимание публики на его «невероятной достоверности». Чего стоят одни только слова исполнителя главной роли/режиссера Аффлека: «Если бы картина не была правдой, она была бы провалом». Учитывая тот факт, что к съемкам привлекли десятки экспертов, чьей задачей была максимальная точность воссоздания деталей эпохи конца 70-х, тем более непригляден тот факт, что Аффлек переврал реальность в своем «правдивом» фильме самым что ни на есть катастрофическим образом...
Просто Аффлек не захотел бриться
Мало того, что Антонио Мендес был ни разу не бородатым, да еще и мексиканцем — он вообще не должен быть первым действующим лицом! Настоящему Тони Мендесу, как эксперту по прикрытию, была отведена роль разработчика схемы побега, в то время как истинными героями должны были стать канадские посол Кен Тейлор и чиновник Джон Шердаун, укрывавшие американцев, рискуя собственными жизнями. Кстати, Шердауна в фильме не оказалось вообще, его просто выкинули за ненадобностью.
И конечно же, Аффлек не смог удержаться от типичнейших американизмов под названием «подсыпать перчику». В эту напряженную, полную смертельной опасности историю в середине мятежного Тегерана режиссеру обязательно нужно было засунуть экшен, без которого, как видно, не может обойтись даже номинированная на Оскар «реалистичная драма». И это при том, что точное воспроизведение реальных событий сделало бы фильм намного напряженнее — настолько они были острыми и интересными.
Never happened
Но Аффлек пошел по пути старого доброго популизма, так что, к примеру, вся целиком сцена на восточном базаре, когда «съемочную группу» атаковали разъяренные мусульмане, оказалась выдумана автором сценария из головы. И еще менее реалистично выглядела финальная погоня в аэропорту, когда американцы улетают из Ирана буквально преследуемые по пятам повстанцами, слишком поздно понявшими, что их только что ловко провели за нос. Никакой погони по взлетной полосе не было и в помине. По воспоминаниям Мендеса, «в аэропорту все прошло как по маслу». Хотя там была масса всего, что попросту оставили за кадром вместе с Джоном Шердауном...
И все это были цветочки по сравнению с самым главным недостатком картины. Дело в том, что вся операция по спасению выставлена как заслуга ЦРУ, участие же канадской стороны упоминается вскользь. В то время как, согласно словам президента Джимми Картера, 90 ПРОЦЕНТОВ работы по спасению американских дипломатов проделали канадские спецслужбы!
В семидесятых люди были честнее
Да, да, американских дипломатов спасли канадцы, за что в США были им очень благодарны тогда, в 1979-м. Роль Америки вообще не афишировалась (для безопасности американцев, остававшихся в заложниках в Иране), и участие США рассекретили только в 1997-м. А секрет прост: в Америке резонно опасались, что проведенная Штатами спасательная операция в Иране повредит стране политически, и предоставили спасать своих граждан Канаде, оставаясь как бы не у дел, и ограничившись предоставлением услуг эксперта по прикрытию, и созданием голливудской легенды о фиктивном кинофильме. Вот тебе и гимн спецслуцжбам.
Неудивительно, что на творение Аффлека обрушились как иранцы, так и канадцы. Первые обвиняли автора в «искажении образа иранского народа», вторые обращали внимание на то, что с канадской стороной все же стоило обойтись малость поуважительнее. Под давлением общественности режиссер даже изменил подпись в титрах, в которой признал значимость участия Канады во всей операции, но даже тогда он не сказал, что реальное кодовое название всего действа было не «Операция «Арго», а... «Канадская хитрость»!
Поймай меня, если сможешь — выдуманный противник
Кажется, поймал
В этом фильме Стивена Спилберга с Леонардо ДиКаприо и Томом Хэнксом «Поймай меня, если сможешь» (2002) рассказывается о Фрэнке Эбигнейле, гениальном мошеннике, на протяжении нескольких лет зарабатывавшем огромные деньги путем изощренных мистификаций. Агент ФБР Карл Хэнрэтти в исполнении Хэнкса неустанно преследует мошенника по всему свету, и в конце концов ловит его, применив против Фрэнка его же собственное оружие обмана.
Отличная история, вот только никакого агента Карла Хэнрэтти в реальности никогда не существовало.
Но его стоило выдумать
Все верно: целая философия с преследователем и убегающим вором является целиком вымышленной, поскольку реальный Фрэнк Эбигнейл был бесконечно далек от того, чтобы играть с ФБР в кошки-мышки, и заводить дружеские отношения со своими преследователями. Конечно, он был наглым и ловким авантюристом, но даже он не был столь бесстрашен, чтобы издеваться над федеральным бюро. Образ Карла был не чем иным, как соединенными воедино образами доброго полудесятка агентов, в разное время гонявшихся по всему свету за неуловимым жуликом.
16-летний Эбигнейл и 28-летний ДиКаприо
Сам Эбигнейл лично развенчал миф с убийственной логикой: «Разумеется, я никогда не стал бы звонить агенту ФБР, чтобы поздравить его с Рождеством. Я что, идиот — добровольно подставляться? Верхом моих мечтаний всегда было оставаться для агентов идеальным невидимкой, так, чтобы они никогда в жизни не узнали, где я, и кто я сейчас».
Так что не было никакого эпического соперничества между агентом и вором, не было их долгих взаимоотношений сквозь годы, не было напряженного противостояния на складе. В реальной жизни Фрэнк Эбигнейл был пойман до обидного просто: кто-то узнал в нем человека с плаката «разыскивается полицией», когда Фрэнк покупал молоко в продуктовом магазине. Он был скручен ближайшим патрульным без особенной оглядки на обман и психологизм.
Охотники на гангстеров — злодей как жертва мусорного ведра
У вас что-то под носом...
Сюжет картины Рубена Флейшера «Охотники на гангстеров» (2013) основан на жестокой реальности. Лос-Анжелес конца сороковых погряз в коррупции и бандитизме. Чтобы справиться с преступностью, полиция формирует засекреченное подразделение по борьбе с гангстерами, которое буквально занимается нелегальным физическим уничтожением мафиози. Главаря бандитов Микки Коэна ловят, и приговаривают к пожизненному за участие в убийстве Конвелла Килера, «мозга» команды Охотников. Причем лидер Охотников О'Мара в исполнении Джоша Бролина в финале буквально избивает Микки до полусмерти в суровом кулачном бою.
Не дождетесь
Ну, если бы Конвелл действительно был задушен в 40-х, ему трудно было бы дожить до глубокой старости, пережить Микки Коэна, и стать в итоге старейшим из оставшихся в живых членов команды охотников на гангстеров, раздавая интересные интервью. Но самая большая ложь фильма заключается в том, что реальный Коэн на самом деле был арестован за... неуплату налогов!
Микки, но совсем не Маус
Не было никакой боксерской схватки Коэна с О'Марой. Беспощадный босс мафии Микки Коэн был осужден только в 1961-м, 12 лет спустя после показанных событий, когда О'Мара уже даже не работал в полиции (он присутствовал на суде как частное лицо). Главаря бандитов сгубила тяга к роскоши. Мафиози так и не смог объяснить, из каких это сбережений он понаставил в своем особняке мраморных статуй на 50 тысяч долларов (хорошие деньги для середины 20-го века). Ключевым же занятием копов стал не боксерский матч, а поиск выброшенной документации, которую можно было бы предъявить в суде во время обвинения.
В данном случае трудно винить авторов кино в том, что они погрешили против истины. Кулачный бой со злодеем выглядит много эпичнее ковыряния в его мусорном бачке на заднем дворе...
Джонни Д. - когда реальность круче, чем кино
Гангстер с внешностью кинозвезды
Джон Диллинджер — легендарный грабитель банков, любимец простого народа, этакий «Робин Гуд» нового времени, в свое время признанный «врагом общества номер один», и сыгравший ключевую роль в появлении ФБР (в двух словах — службу специально создали в 30-х годах, чтобы справиться с этим отчаянным типом и его шайкой). Культовый режиссер Майкл Манн в 2009-м году снял про него фильм «Джонни Д.», в котором главную роль сыграл еще один, ничуть не менее культовый Джонни .
Это был наиболее яркий случай, когда автор фильма погрешил против истины не в сторону приукрашивания реальности, а совсем наоборот. Впрочем, это что касается бандитов, а вот федералам Манн, прямо скажем, польстил...
Не так уж безупречен
К примеру, глава Чикагского офиса ФБР Мелвин Первис, сыгранный Кристианом Бэйлом, в фильме предстает суровым рыцарем без страха и упрека. Это не так. Реальный Первис несколько раз проявлял себя как полный недотепа, и основатель ФБР Эдгар Гувер всерьез рассматривал других претендентов на его место. Получив четкие разведданные о местонахождении одного из бандитов по кличке «Автомат» Келли, Первис непостижимым образом... забыл об этом, и Келли ушел из-под носа федералов. По непонятной причине Первис не приказал установить наблюдение за фермой семьи Джона Диллинджера, а потом оказалось, что грабитель несколько раз тайком появлялся там, и легко мог быть захвачен агентами. Ну а самым крупным фиаско стала облава на деревенский домик в Висконсине, в котором укрывалась банда «Врагов общества» в полном составе — случай редкой удачи, которую никак нельзя было упустить. Первис так хорошо руководил этой важной облавой, что в итоге бандиты застрелили одного копа, и впридачу какого-то зеваку, после чего СКРЫЛИСЬ В ПОЛНОМ СОСТАВЕ, не получив ни царапины! Не правда ли, странный получается образ легендарного борца с преступностью?
Этому парню стоило уделить больше внимания
Члены же банды Диллинджера в жизни были намного суровее, чем их образы в фильме. К примеру, Красавчик Флойд, сыгранный Ченнингом Татумом, у Манна был первым бандитом, убитым лично Мелвином Первисом (в первые же минуты кино), и ВООБЩЕ никак себя не проявил. В жизни же это был необычайно жесткий и противоречивый тип, достойный целого фильма исключительно в свою честь. Он был застрелен неизвестным полицейским спустя ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА после смерти Джона Диллинджера (за его голову была объявлена награда в $23 000, по меркам тридцатых просто куча денег), оказавшись чертовски крепким орешком, и сопротивляясь с невиданным упорством, а не просто убегая по полю, как заяц. Да, и на его похороны собрались невероятные 20 000 человек, из чего можно сделать вывод о том, что для простого народа Флойд был фигурой едва ли не столь же культовой, как и сам Диллинджер.
Мал, да удал
Похожая ситуация сложилась с другим ярким членом банды — Малышом Нельсоном. В фильме Манна он был бесславно застрелен во время той самой бесполезной облавы, учиненной Первисом в Висконсине. На самом же деле Малыш вместе с Диллинджером после этого ограбил несколько банков, и, как и Красавчик Флойд, погиб уже после смерти главаря банды, проявив фантастическую предсмертную храбрость.
Депп хорош, но не похож
Что же до самого Диллинджера, то Джонни Депп, увы, так и не смог передать неимоверную крутизну этого отмороженного гангстера (хотя уловил его природное обаяние и юмор). Один из ключевых моментов картины — легендарный побег Диллинджера из тюрьмы Краун Пойнт при помощи куска дерева, вырезанного в форме пистолета. В фильме Джон при помощи этого «Кольта», покрашенного гуталином, одурачил троих вооруженных охранников, отобрал у них настоящие пушки и скрылся.
На боку нацарапано «Кольт 38» - для верности
Реальность ошеломляет: на самом деле обманутых охранников было ВОСЕМЬ, кроме того, Диллинджер сумел обвести вокруг пальца еще и 12 доверенных заключенных, привлекавшихся администрацией тюрьмы в качестве дополнительной охраны. Итого — двадцать человек.
Режиссер Майкл Манн признался, что намеренно сократил число заложников Диллинджера до трех, чтобы фильм выглядел хоть сколь-нибудь реалистично. Потому что захватить в заложники два десятка человек, будучи вооруженным таким вот корявым кусочком дерева, выглядит сказочно даже для «Пиратов Карибского моря», а не то что «исторически верной биографии»...
|