Рецензия на фильм "Трон. Наследие"
США, фантастика/боевик Режиссер: Джозеф Косински В ролях: Джефф Бриджес, Гаррет Хедлунд, Оливия Уайлд Бюджет: $ 170 000 000 Сборы: $ 397 562 763 "Планета дизайна"
Оригинал 1982 года в свое время был чем-то вроде технологического прорыва: в те далекие времена никто, кроме великого Лукаса и гениального Спилберга, еще и не помышлял о спецэффектах в кино, которые были бы сложнее, чем простенькие комбинированные съемки. Какая же дерзость со стороны авторов была смоделировать иллюзорный мир, в корне отличный от реального! Не говоря уже о том, что во времена, когда об интернете еще и слыхом не слыхивали, а компьютеры были громоздки, как комбайны и маломощны, как кофемолки, сама идея виртуальной реальности была, мягко говоря, революционной.
И вот, спустя почти три десятилетия, кинематограф призывает себе на помощь всю силу новейших визуальных технологий, чтобы выдать ремейк силы, достаточной для запуска на орбиту тысячи космических ракет. Под музыку Daft Punk. Даже не верится, что грандиозный фильм «Трон. Наследие» – дебют молодого режиссера. Здесь какая-то тайна, или господин Косински прозакладывал свою бессмертную душу – уровень этого творения сделал бы честь грандам масштаба Джеймса Камерона.
Зрелищная составляющая до того мощна, что даже оглушает. Это просто какой-то апофеоз дизайна высшего уровня. Ни одного диссонанса, буквально ни единого. Целая вселенная искусственного мира выверена до сотой доли миллиметра – начиная с бескрайних равнин кибернетического пространства, и заканчивая электронным битом гладиаторских баталий. «Трон Наследие» - абсолютный шедевр стиля. Уровень художественной составляющей тут такой, что потягаться с ним может разве что «Аватар» того же Камерона, да и то по уровню общего профессионализма. А в своем роде – то есть, в смысле воплощения виртуальной реальности такого рода – «Трон» не знает себе равных. Покажите мне того, кто это нарисовал! «Я хочу видеть этого человека».
Хотя, если абстрагироваться от тысячебалльной картинки, постоянно ловишь фильм на вторичности. Судите сами: виртуальная реальность, в которой программы, наделенные собственным разумом, восстают против своего создателя… ничего не напоминает? То-то. Да и со «Звездными войнами» новейшей генерации параллели налицо, в частности, с «Атакой клонов». По крайней мере, в «Троне» тоже имеются стройные нескончаемые колонны воинов, послушных воле диктатора.
Философия же картины крутится вокруг стремления к совершенству, которое является, как выясняется в итоге, великим злом. Кевин Флинн – гениальный изобретатель вселенной Трона – был одержим идеей создания, ни много ни мало, идеального мира. Не сразу он выяснил, что сие благое намерение из разряда тех, коими вымощена дорога все знают куда. А когда он это выяснил, было уже слишком поздно: его Личностная Утилита (сокращенно КЛУ), являющаяся точной копией его самого, восстала против создателя, одержимая все тем же стремлением – построить идеальный мир. С теми же идеями носился в свое время Ницше, а вслед за ним и Гитлер…
Так и здесь – тяга к совершенному привела к жестокости, Утопия породила Антиутопию невиданного масштаба – и вот уже вместо мира, где все совершенно, возникает мрачная вселенная гладиаторских боев и истребления всех, кто ведет мир к энтропии – даже если так всего лишь кажется тому, в чьих руках сила. Молодой режиссер Джозеф Косински показывает здесь – и весьма прямолинейно – опасность единоличной власти и безграничной диктатуры. И в этом плане картина «потустороннего» мира предстает в весьма поучительном свете: как бы ни был привлекателен идеал, нужно со спокойной душой от него отказаться во имя столь милого человеческому сердцу несовершенства, ибо там, где царит абсолютная гармония, нет места ни добру, ни любви, ни всему, что есть человек. Чертовски верно.
Влад Антонов |