Рецензия на фильм "Приключения Тинтина: Тайна Единорога"
США, приключения/анимация Режиссер: Стивен Спилберг В ролях: Джейми Белл, Энди Серкис, Дэниел Крейг Сборы: $ 125 000 000
«107 минут феерии» Оказывается, Спилберг приобрел права на экранизацию истории про Тинтина аж в 83-м году, аккурат между первой и второй сериями Индианы Джонса. Буквально спустя год после приобретения прав на комикс французского художника Эрже Спилберг делает «Храм судьбы». Так вот почему при просмотре фильма «Приключения Тинтина» меня не покидало чувство, будто я смотрю фильм про Индиану – да не нынешний, прошедший недавно под номером четыре, а тот самый, классический, первый фильм про археолога, просто другой его вариант!
Масса параллелей. Начать с антуража тридцатых годов – да ведь именно в этом окружении протекал сюжет первых трех фильмов. Отсюда неимоверное количество хорошо знакомых деталей: тут вам и старая заржавленная посудина, бороздящая океан, тут и гидроплан, и порт, и экзотическая пыльная страна, залитая жарким солнцем, и погоня на мотоцикле с коляской. Это же просто набор сценарных задумок восьмидесятых, которые Спилберг так и не смог втиснуть в фильмы про Индиану (хотя мотоциклы в третью часть как раз попали)! А чисто визуальные трюки, присущие только Спилбергу! Некоторые планы и движения камеры словно прямиком пришли из «Индианы Джонса».
Очень, очень похоже на правду. Все это Стивен придумал еще четверть века назад, и наверняка хотел снять еще в "Охотниках за Ковчегом". Бурный поток воды из плотины, несущийся по улицам города, крушение гидроплана, финальная дуэль на портовых кранах – везде на месте Тинтина мне виделся Индиана Джонс в его неизменной потертой куртке, мягкой шляпе, и с верным кнутом, заткнутым за пояс. Так что смотреть этот замечательный фильм лично мне было вдвойне приятно: словно встретил старого друга, с которым уже не чаял увидеться.
Кажется даже, что сними Спилберг вместо «Тинтина» анимационный фильм про Индиану в пору его расцвета – вышло бы еще лучше. Почему? Очень просто: по своей мощи типаж юного репортера с рыжим чубчиком и умной собачкой не дотягивает до образа Индианы Джонса в исполнении Харрисона Форда не просто очень сильно – фатально. Атмосфера оригинального комикса не просто утрачена – даже и цели такой не было – сохранять ее (за это Спилбергу от поклонников творчества Эрже уже досталось на орехи). Так что вместо съемок четвертой части про хрустальные черепушки было бы логичнее оставить кино про старину Джонса трилогией, а полнометражную анимацию сделать про Индиану Каким Он Был. И чтобы в него вдохнул жизнь обязательно Харрисон Форд. Чтобы никто не видел Индиану постаревшим. Чтобы он был по-прежнему молодой.
Это было бы гениально.
Тинтин же до гениальности не дотянул самую малость. Ну не того масштаба главный герой, на который размахнулся Спилберг! В остальном же – восторг и смятение.
Интересно, что в виде приключенческой залихватской истории фильм смотрится даже органичнее, чем тот же «Индиана», поскольку страсть Спилберга к нереальным вещам, происходящим в кадре, которая иногда выглядела нелепо в кино с живыми актерами, в мультфильме приходится как раз к месту. И вот Тинтин проплывает двести метров под водой за считанные секунды, не вызывая ни малейшего раздражения! Кроме того, благодаря безграничным возможностям анимации, на сей раз Спилберг устроил в кадре такую сногсшибательную феерию, о которой художественное кино не может и мечтать. В плане зрелищности и навороченности картинки «Приключения Тинтина» превосходят вообще все, что мы видели раньше – да при этом еще и кладут на лопатки столь же роскошные и еще более дорогие анимационные творения Земекиса, удивившие совершенно «деревянными» персонажами, носящими шикарные, но неживые маски.
А вот персонажи «Тинтина» - живые. Алкоголик Хэддок вообще живее всех живых! Другого такого обаятельного и искреннего персонажа в нынешнем кино не сыщешь днем с огнем, разве только в какой-нибудь французской комедии с Пьером Ришаром. Потомок флибустьера безгранично обаятелен. Все повествование идет в одном ключе, оно необычайно цельное, и в высшей степени вменяемое (привет тебе, «Ранго», как жизнь в психушке?) Спилберг в очередной раз доказал, что в мире кино нет таланта ярче и искрометнее.
Кто-то сомневался? Влад Антонов |