Рецензия на фильм "Ковбои против пришельцев"
США, фантастический боевик/вестерн Режиссер: Джон Фавро В ролях: Дэниел Крейг, Харрисон Форд, Оливия Уайлд
«Фавро расслабился» Чужие против хищника… Фредди против Джейсона… Авраам Линкольн против вампиров… Что дальше? Динозавры против Терминатора? Телепузики против Сатаны? Джон Фавро, вдохнув побольше воздуха, решительно делает шаг в сторону еще большего утрирования интересного явления в индустрии развлечений под названием «кроссовер». Это когда берут героев разных сказок, и заставляют их сообща бодаться с Серым Волком. И появились кроссоверы на свет не от хорошей жизни.
Идея порочна в самой сердцевине. Если герои были придуманы для параллельных вселенных, которые никогда в жизни не пересекались, столкновение их неизбежно приведет к этакому ощущению некоторой нелепости, повисшей в воздухе. Но если Фредди с Джейсоном, или, скажем, так и не явленные миру Бэтмен с Суперменом в одном флаконе – это, так сказать, одного поля ягоды, то уж вестерн-то с фантастическим боевиком мешать – это то же самое, что заставить Чебурашку и крокодила Гену бороться против Рэмбо в пыли Афганистана. То есть, чушь несусветная.
Но они все равно появляются, кроссоверы. И не только в кино - в компьютерных игрушках они тоже есть. И в комиксах (оттуда, кстати, идея фильма и пришла). Потому что беда с хорошими сценариями. Потому что с каждым годом все грознее нависает над Голливудом опасность по-настоящему серьезного кризиса идей, который уже давно бродит у самых дверей крупнейших студий. И если появляется хоть какая-то возможность рассказать принципиально новую историю – черт с ними, с невозможными Вселенными, даешь битву Карлсона с Черепашками Ниндзя! Хотя они с разных концов мироздания.
Ковбои с инопланетянами не сочетаются ну вот вообще никак. Они друг для друга чужеродные элементы. Странное ощущение, прямо как у Стругацких в «Гадких лебедях» - невозможная парочка: смотришь на одного – другой не в фокусе, переводишь взгляд на второго – первый расплывается. Нет между ними контакта. Вот в этом-то и заключается сущность этого довольно неудачного творения автора изумительно крепко сбитых и по-хорошему юморных «Железных человеков» - «Ковбои против пришельцев» несут околесицу с серьезным лицом, и от этого становится немножко скучно.
Судите сами. Инопланетяне, способные преодолевать грандиозные просторы космического пространства, построившие колоссальных размеров корабль и обладающие мощнейшим оружием, прилетают на планету, где живут люди, которые еще не изобрели не то что термоядерную бомбу и Айпад, но даже элементарный ватерклозет. В бою против инопланетян, имеющих в своем распоряжении даже летательные аппараты, у них не просто нет шансов – они все равно что младшая группа детского сада против Майка Тайсона. То есть, если в фильме есть хоть капля здравого смысла, в нем просто нет сюжета – алиены размазывают отсталую расу по прерии, берут что надо, и покидают гостеприимную планету Земля, не забыв ее при этом дезинтегрировать.
Но сюжет есть, и он шикарный: ковбои начинают биться с пришельцами, и уверенно побеждают. Впрочем, это было нетрудно, потому что пришельцы все как один слабоумные – никакой тактики не ведают, ведут себя как безмозглые оборотни из ужастиков (да, бегают голые на четвереньках и кусаются), и вообще в конце концов сильно разочаровывают. Тоже мне инопланетная раса –с Чингачгуками справиться не могут, получая меткие стрелы в задницу, глупят по-страшному, и вообще сильно уступают даже самым алкоголическим местным Джонам Смитам со спущенными штанами.
Неадекватность поведения у них просто удивительная. Они прилетели, чтобы добывать золото и похищать людей. Но за каким-то чертом при этом палят почем зря направо и налево, почти ни в кого не попадая, зато устраивая огненную феерию на переднем, заднем и прочих планах. Скоро становится понятно, что взрывы эти – ради красивого кадра, а вовсе не по делу. И все, перестает цеплять, титры встречаешь с облегчением. Совершенно проходной, совсем не вдохновенный, очень заштампованный и предсказуемый, несмотря на кроссовер, фильм, недостойный автора «Айронмэна».
Недостоин фильм и актеров, занятых в нем. Они его не вытянули – ни Дэниел Крейг, ни Харрисон Форд. И если первый в своей роли неимоверно брутального жилистого бандита – все тот же Джеймс Бонд, только похудевший и в профиль, то второй совсем уж ни к селу ни к городу. Изумительного дарования Пол Дано, юный актер, который перевернул мои личные представления об актерской игре потрясающим фильмом «Нефть», здесь только ноет и причитает, ровным счетом ничего не добавляя к драме.
Да и нет ее тут, драмы. И комедии нет. Ничего нет, только жирные спецэффекты на стопицот миллионов. Не зря Дауни-младший отказался от роли, предпочтя Шерлока Холмса – в том-то есть и душа, и прекрасный юмор, и искорка. А здесь, к сожалению, ничего этого нет, кроме массы профессионалов, на которых так и не накатил «потный вал вдохновенья».
Влад Антонов |