Рецензия на фильм "Призрачный гонщик 2"
США, ОАЭ, боевик/ужасы Режиссеры: Брайан Тейлор, Марк Невелдайн В ролях: Николас Кейдж, Кирена Хайдз, Идрис Эльба
«Опять вы ездите без шлема, гражданин Блэйз!» Николас словно сатанистам на алтарь себя кладет — сначала первый «Ghost Rider», потом фэнтези ужасов «Время ведьм», потом совсем уж чудовищная «Сумасшедшая езда», и вот пожалуйста — четвертый фильм на дьявольскую тематику за последние пять лет! Вы можете припомнить такое у любого другого актера? Да лично для меня Ник уже попросту «свой парень в преисподней» - с Дьяволом общается как с соседом по подъезду, да и сам-то, блин, демон. Пожалуй, надо быть воинствующим атеистом, чтобы такие роли хватать, да еще так часто.
Но не в атеизме дело. В конце концов, вопрос отношения к сатанизму и подобного рода атрибутике — это всего лишь личное дело каждого, и тема фильма не имеет отношения к его качеству. Гораздо хуже, по-моему, то, что Кейдж решительно и уверенно ушел в область плохого кино. Количество его работ в последнее время прямо зашкаливает — кажется, ни одна голливудская звезда не выпускает по три-четыре фильма в год. За те пять лет, что прошли с момента выхода первой экранизации комикса про мотоциклиста-горячую-голову, Кейдж снялся в, подумать только, полутора десятках картин — некоторые звезды Голливуда не последнего пошиба за всю свою карьеру сделали меньше!
Это самое яркое олицетворение перехода качества в количество. Кейдж не отказывается ни от чего. Он просто хватается за все роли, которые ему предлагают. Не иначе, парню срочно нужны деньги, много денег. Факты неутешительны: обладатель Оскара, и на редкость талантливый актер по уши увяз в процессе, который язык не поворачивается назвать творческим. Вот и это продолжение истории демонического байкера прочно встало в ту же самую обойму. Достаточно на рейтинги взглянуть.
А как только вы бросите взгляд на имена авторов, вас добьет осознание того факта, что перед вами не кто иные, как творцы двух бессмертных «Адреналинов» с Джейсоном Стэтемом, из которых первый - отвратительный трэш, а второй попросту находится по ту сторону добра и зла, и расположен к царству вечной муки грешников ближе, чем самый страшный педофил. Так что тема, выбранная Тейлором и Невелдайном для своего нового фильма, некоторым образом, символизирует.
Манера съемки, действительно, мгновенно воскрешает в памяти упомянутые «Адреналины» - оператор носится по съемочной площадке сломя голову, и не особо заморачивается тем, чтобы держать камеру ровно или хотя бы не стукаться об нее ботинками. Судя по постоянству и назойливости тремора картинки, режиссеры рассматривают нарочито грязную операторскую работу не как недостаток, а как своего рода авторскую «фишку», придающую их творениям уникальность. И как ни странно, это выглядит оригинально, даже появляется этакий самобытный дух. Вообще все совсем не так плохо, как может показаться!
Дело в том, что в отличие от «Адреналинов», «Призрачный гонщик 2» полностью избавлен от непристойностей. А ведь именно они делали те фильмы со Стэтемом такими отвратительными. Радуйся, зритель: до Тейлора с Невелдайном дошло, что не стоит показывать в своих фильмах разнузданные половые акты и детородные органы братьев наших меньших. Они прозрели. Поэтому «Адреналин» и «Гонщик» - это просто небо и земля. «Гонщик» много, много лучше.
Собственно, он и много дороже. Кстати, если сравнивать с «Сумасшедшей ездой», снятой за те же самые деньги, он лучше и его хотя бы тем, что выглядит прилично, и имеет какой-никакой стиль. В общем, режиссеры сделали с этим своим фильмом огромный шаг вперед.
К сожалению, недостаточный для того, чтобы назвать фильм бесспорно удачным. В сочетании с упомянутой трясущейся камерой "Призрачный гонщик 2" содержит в себе нарочитую простоту всего и вся, граничащую с примитивностью, и кажется сомнительным, чтобы в нем согласился сняться кто-нибудь из актеров первого эшелона кроме Кейджа (что опять же о многом говорит). Этакий дорогой арт-хаус безо всяких там излишеств вроде сюжета и актерской игры.
Присутствие давно уже ушедшего с заметных позиций Кристофера Ламберта (в гомеопатической дозе) только подтверждает упомянутый уровень. Да, это именно трэш, и его авторы горды сим фактом. Пусть в нем нет неприличностей, но он все же неполиткорректен до крайности — чего стоит одна только езда на мотоцикле на одном колесе без шлемов, да еще и с ребенком на бензобаке (и это в эпоху, когда в фильме даже не пристегнуться ремнем безопасности считается непозволительной вольностью!).
Но это крутой трэш. Компьютерная графика шикарна до такой степени, что иногда просто не веришь своим глазам. Такая могучая феерия спецэффектов с манерой съемки боевичков за сто долларов не вяжется ну вот вообще никак. Сцена с карьерным экскаватором и языки пламени из фальшрадиаторной решетки осатаневшего армейского «Урала» - это мощно настолько, что хочется посмотреть это еще раз. Череп Райдера выглядит натурально как сама жизнь. Имеется несколько совершенно оригинальных находок в визуальном ряде, которые позволяют-таки предположить, что Тейлор/Невелдайн талантливые парни. В общем, реабилитация после «Адреналинов» получилась решительная.
Правда, с первым фильмом про Джонни Блэйза связи никакой. Герой даже выглядит иначе в обличье демона — например, очень сильно коптит. И мотоцикл у него совсем другой, без этой умопомрачительно длинной передней вилки. Все лишено комиксовой красивости, все более реалистичное, все ближе к земле. Для кого-то это шаг назад, для кого-то — совсем наоборот.
И все-таки пора Кейджу завязывать с этими фильмами про дьяволов и преисподнюю. Когда ж он наконец в нормальном кино снимется? Если так будет продолжаться дальше, Николас войдет в историю как Заслуженный Демон Голливуда...
Влад Антонов рецензия на фильм "Призрачный гонщик 2" |