Рецензия на фильм «Облачный атлас»
США, драма/фантастика/фэнтези Режиссеры: Лана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски В ролях: Том Хэнкс, Холли Берри, Хьюго Уивинг «Перестарались...»
Нет больше братьев Вачовски. Тех Ларри и Энди, что подарили нам Матрицу, больше нет. Не знаю, с чем это связано, но с тех пор, как младший братец перенес операцию по смене пола, и стал женщиной, ничего путнего из некогда могучего тандема не вышло — сперва кислотное чудо в перьях про Спиди-гонщика, а потом вот этот тридцатичетырехэтажный кинематографический небоскреб. В основе - увенчанная лаврами одноименная книга Митчелла, перенести которую на экран можно было даже не пытаться, потому что такое нужно именно читать, а уж никак не смотреть.
Но человек дерзок! Для пущей уверенности в успехе Вачовски пригласили к себе в помощники Тома Тыквера, известного мировой общественности по «Беги, Лола, беги» и «Парфюмеру», и уже давно положившего глаз на митчелловский роман. Тыквер так знатно помог, что попросту взвалил на свои плечи половину съемочного процесса — весь материал для «Облачного атласа» снимался силами двух совершенно отдельных съемочных групп, одной из которых руководил Тыквер, а другой — братья... тьфу, родственники Вачовски. А как дошло до монтажа, отснятое этими группами пошинковали на мелкие кусочки, и равномерно перемешали их между собой так, чтобы общая длительность картины составила три часа нашего с вами времени.
Унеси ты мое горе. Кому такое вообще в голову пришло? Получившийся винегрет — по другому его и не назовешь — оказался настолько перегруженным персонажами, сюжетами, смыслами, что к середине просмотра ты уже просто бросаешь все попытки хоть как-то разобраться в этой чудовищной мешанине. Судите сами: восемь центральных актеров играют в общей сложности 45 (прописью: СОРОК ПЯТЬ) ролей в шести полностью отрезанных друг от друга новеллах.
Это звучит как показание к лоботомии. Если люди, пишущие сценарий, на полном серьезе полагают, что можно снять кино, в котором действуют полсотни образов в исполнении всего лишь десятка актеров, то у этих людей имеются серьезные проблемы со здравым смыслом. Получившееся у троицы Вачовски-Тыквер месиво похоже на огромный зал, до потолка заваленный бесценным антиквариатом. Зал прекрасен, мебель прекрасна, но общее впечатление — хаос и разгром.
Вот история про молодого человека, которого травит врач, чтобы завладеть его золотыми монетами. Вот другая — про журналистку, которая вскрывает смертоносную аферу нефтяных лоббистов. Вот третья — про пожилого издателя, которого богатый брат упек в дом для престарелых строгого режима. Вот четвертая — про постапокалиптический мир, в котором люди вернулись к первобытно-общинному строю. И все они не рассказаны нам по отдельности, вовсе нет. Они ПЕРЕМЕШАНЫ. В итоге все три часа мы только и делаем, что скачем от порки чернокожего раба к проникновенной постельной сцене между двумя геями и обратно, целую вечность дожидаясь, когда же наконец Вачовски с Тыквером наконец соизволят рассказать нам, к чему они все-таки клонят.
Ни к чему. Под упомянутой перегруженностью фильма всем на свете навечно упокоился самый главный смысл любого кино — его идея. Разглядеть ее так же трудно, как увидеть пейзаж за окном сквозь запотевшее стекло. Смутно различимо стремление авторов учить бороться со злом и беречь добро, а также пуще зеницы ока ценить свободу, и не давать тоталитаризму поднять свою рогатую голову. Прекрасно, но... еле различимо, да еще и избито до полусмерти. Навалив в огромную кучу аж шесть художественных фильмов, его авторы непоправимо испортили этот один. Смешав все семь цветов радуги, получили серо-буро-малиновый.
Это называется: исписаться. Когда ты никак не можешь понять, на кой черт автор громоздит совершенно неудобоваримую конструкцию, вместо того, чтобы выразиться просто и ясно (как Камерон и Спилберг делают, например), можешь быть уверен — автор и сам-то не очень хорошо представляет себе, о чем он толкует. Лишнее подтверждение этой мысли — новелла про Нью-Сеул двадцать второго века, которая прямо передрана с «Матрицы» - тут вам и рабство народа с его освобождением, и храбрый спаситель, и погони на мотиках, и, вы не поверите, штурм Зиона. Даже главный герой этой новеллы, раскосый Хе-Джу Чанг неиллюзорно напоминает Киану Ривза в своем гриме, и, представьте себе, тоже гибнет в финале.
Режиссеры очень старались прыгнуть выше головы и поразить всех в самое сердце, это видно. Общая супернавороченность картины заявляет об этом прямо и недвусмысленно. Но авторы «Облачного атласа» забыли старые пословицы, которые звучат так: «Все гениальное — просто» и «Краткость — сестра таланта». Сквозь дебри сценария нужно продираться, как сквозь дремучий бурелом. Актеры в разных ипостасях загримированы так, что порой даже трудно разгадать, кто есть кто, а Хьюго Уивинг с огромными сиськами и накрашенными губами, играющий злую медсестру Ноукс в новелле про дом престарелых — это вообще апофеоз маразма. Все-таки иногда надо и меру знать.
Итог: какой-то грандиозный, непередаваемый сумбур на сто семьдесят две минуты, который так же не похож на идеально чистую и простую «Матрицу», как товарный поезд о сорока вагонах на болид Формулы-1. Он одновременно «голубая» мелодрама а-ля «Горбатая гора», и социальная драма а-ля «Амистад», и фантастический боевик а-ля «Матрица», и еще бог знает а-ля что, причем не по очереди, а одновременно, кашей. Он еще и фэнтези. Он еще и комедия. Он еще и детектив. Он все на свете.
Он пустое место.
Влад Антонов рецензия на фильм «Облачный атлас» |