Рецензия на фильм "Морской бой"
США, боевик Режиссер: Питер Берг В ролях: Тейлор Китч, Александр Скарсгаард, Рианна
«…а потом мы экранизируем Тетрис!» Если сравнивать с конкурентами из стана «грандиозных супермегаблокбастеров за 100500 миллионов, размазывающих вас по спинке кресла», «Морской бой» смотрится этаким молодцом. Он уверенно опережает «Ковбоев против пришельцев», ухитряется свысока смотреть на третьих «Трансформеров», а уж хромое на все конечности недоразумение под названием «Зеленый фонарь» вообще укладывает спать одной левой. А все потому, что у его автора Питера Берга есть тот самый дар провидца, позволяющий в процессе создания фильма уловить некое волшебство, какое-то вдохновение, которое в процессе просмотра приводит к погружению в события.
Но только от случая к случаю. У Спилберга, скажем, это волшебство не отпускает до самых титров, а тут – только временами – например, в сцене разрушения Гонконга, или реанимации старинного линкора под завывания AC/DC. Вот это, блин, было очень круто. Просто до крайности. Будь весь фильм сделан таким образом – это был бы шедевр. Но он сделан гениально примерно на треть. Вторая его треть – это довольно обыкновенная окрошка из «Дня независимости», «Битвы за Лос-Анжелес» и тех же «Трансформеров». А последняя треть – глупенький мультсериал для самых маленьких.
В итоге впечатление остается на редкость неоднозначное. Нет, в самом деле, ну очень неоднородный фильм. Если иные прочие голливудские проекты мигом попадают либо в категорию «класс!», либо в «барахло, на которое я зря в кино приперся» (чаще – в последнюю), то данный экземпляр ухитряется скакать из одной в другую, нигде особенно не задерживаясь. Но скажу честно, если бы не буйство спецэффектов, он бы ужасно разочаровал. Потому что он просто глобально наивный!
Вот ругают Эммериха за нелепость, а ведь он делает куда более проникновенное кино. И плевать на то, что научная подоплека там взята из параллельной вселенной – ощущение эмоциональной реалистичности неизменно берет свое. Роланд делает зрелище не только развлекательное, но и душещипательное (по крайней мере, старается). А вот автор «Хэкока» (помните фильм про бомжа-супермена?) взял да и уклонился в сторону развлекухи, незамутненной сознанием. В итоге имеем шикарную окрошку из компьютерной графики и юмора, которого слишком много. Вот точно так же и аниматор Берд убил драму в «Невыполнимой Миссии»… Таким должен быть развлекательный фильм? Но почему обязательно глупеньким, кто-нибудь может мне объяснить? Нолан так не думает и выигрывает.
Ведь эта нарочитая несерьезность, уверенность в том, что зритель ни в коем случае не наделен здравомыслием, и в кино пришел исключительно поржать и поахать, делает потенциально эпохальный фильм проходным. Ничего с этим не поделаешь – мы пришли, изумились тому, как тут все смешно и круто, и… забыли. Не захотим пересматривать. И «Морской бой» не войдет в историю, упокоившись в том же самом месте, где лежат все те же «Ковбои» вместе с «Фонарем». Трагического героизма нету, за душу не хватает, характеры простенькие и не особенно прописанные, и ну просто МОРЕ изумительно зрелищных сцен. Как ни прискорбно, кино такого рода все еще сидит по уши во вспышках и грохоте, упустив из виду смысл и разум, а флаг его несет Михаил Бэй, ОЧЕНЬ бездарный режиссер. Плохая компания!
Ляпы просто идиотские. Глядя на все это, не понимаешь, на кого рассчитана картина. Уж точно не на начитанного, знающего жизнь, умудренного опытом, здравомыслящего человека. На такого «Морской бой» произведет впечатление большого кукиша. За чистую монету происходящее на экране примут разве только тинейджеры и домохозяйки. Вот почему фильм не цепляет – он до того несерьезен, что с самого начала настраивает на легкомысленное отношение к себе. Сам виноват. Вместо трагедии нам подсунули очередную серию Чипа с Дейлом. Сказ о том, как америкосы в сотый раз мир спасли.
Гигантские корабли пришельцев разламываются надвое после контакта с миниатюрным орбитальным спутником. Послания в иные миры выглядят как выстрел из супер-оружия будущего – этакий нелепый огненный поток (зачем???). Для связи с домом пришельцы используют американский сателлит – ну это как если бы современные десантники в джунглях Амазонии подавали весточку на базу не по спутниковому телефону, а посредством сигнальных костров туземцев.
Этой горькой клюквой неплохой, в общем-то, фильм наполнен до краев, по самую маковку. Разгильдяй и оборванец Алекс, только что нелепо воровавший буррито с курицей из супермаркета, в одночасье становится командующим офицером флота. Пришельцы не атакуют землян, если те целятся не в них, а в сторону (в общем, они такие идиоты, что их довольно трудно не победить). Могучих, огромных инопланетян, закованных в броню, можно, в принципе, и чемоданом вырубить – с этим даже хилый интеллигент справится. Это точно снял не Бэй?..
Ну и пара апофеозов… Во-первых, реанимация антикварного парового линкора «Миссури», построенного еще до войны и законсервированного. За считанные часы его ставит на ход команда из двадцати могучих стариков, которые в жизни с трудом могут подняться по лестнице и не помнят, куда положили очки. Эти девяностолетние одры очень бодро атакуют инопланетян, и открывают ураганный огонь по их аппарату, разнося его в клочья.
Режиссер Берг, возможно, догадывался, что для расконсервации такого корабля нужны недели упорного труда сотен людей, но был уверен что для детей и так сойдет. Остальное население планеты, которое знает, что команда линкора данного типа насчитывает около тысячи человек и более, и для эффективных маневров и ведения боя грандиозная посудина требует несколько сотен тренированных моряков, глядя, как могучая кучка пенсионеров лихо бросается в атаку на алиенов, тихо сползает под стулья.
И последний апофеоз – это, собственно, сама попытка перенести на экран настольную игру от «Hasbro», которой сто лет в обед, и которую весь мир знает. Ну да, это тот самый «морской бой», в который все школьники мира резались. Вы зачеркиваете клеточки в надежде попасть в корабль противника, а противник делает то же самое с вами до тех пор, пока не будут потоплены все корабли игроков. Экранизировать такое достоверно нельзя по определению. Вот и придумали сценаристы «густую сеть японских бакенов, регистрирующих водоизмещение».
Дивная ересь от первого слова до последнего. Бакены-цунамометры разбросаны в мировом океане очень редко и хаотично, измеряют они не водоизмещение, а изменение давления, вся система – международная, а не японская (и, кстати, разработана Америкой), ни о какой правильной сетке из квадратиков вообще речи не идет, особенно у гавайских берегов, от которых до Японии, скажем так, не близкий путь. А между тем на этой выдумке весь фильм построен.
Да, и еще одно. По сюжету захватчики прилетают с другой планеты после того, как принимают сигнал от американцев, посланный в середине двухтысячных. Весь фикус состоит в том, что даже ближайшие звезды находятся от нас в четырех-пяти, а то и десяти световых годах, а потому с момента послания сигнала до момента вторжения должно было пройти лет десять-двадцать - это при условии, что пришельцы летают на околосветовых скоростях (если нет - они прилетели бы к нам, самое быстрое, в 23-м веке).
Но сценаристы такими тонкостями, как и многим другим, попросту не заморачивались. Они же не для образованных людей фильмы делают, боже упаси.
Влад Антонов рецензия на фильм "Морской бой" |