Странные первоначальные сценарии фильмов
В Голливуде полно сценаристов, которые все время жалуются, что студии «запороли их оригинальные замыслы». Действительно, очень часто главы кинокомпаний волевым решением довольно сильно видоизменяют сценарии фильмов, утвержденных к производству, преследуя чаще всего меркантильные цели: умягчить рейтинг и пойти на поводу у потенциальной аудитории, дабы заполучить побольше денежек при прокате. При этом подразумевается, что гениальная идея была испорчена, и на свет появился очередной ширптореб.
А между тем на свете есть немало действительно классных фильмов, в основе которых первоначально лежали на редкость странные сценарии. Некоторые из них даже было решено переписать вопреки горячим протестам их авторов. Если бы оригинальные идеи сценаристов остались неизменными, вполне возможно, что мир лишился бы кучи всем известных суперхитов.
Судите сами... Странные первоначальные сценарии фильмов :
Чужой
В 1976 году Дэн О'Бэннон и Рональд Шуссетт доработали старый незаконченный сценарий О'Бэннона к фантастическому фильму, который Дэн начал писать несколько лет тому назад, и забросил, не доведя до конца. Фильм должен был называться «Память», и в нем рассказывалось о группе космонавтов, отвечающих на сигнал бедствия, исходящий с маленькой планеты, затерянной в глубинах космоса. Сценаристы заново переработали эту историю, добавив в нее жуткого монстра, которого раньше вовсе не было в сюжете. Название поменялось на «Звездный зверь». Подумав, авторы изменили его на «Чужой».
Потом этот сценарий был снова доработан — на сей раз Уолтером Хиллом и Дэвидом Гилером. Они добавили андроида, изменили диалоги, но самое большое спасибо им нужно сказать за то, что они а) сделали главного персонажа женщиной и б) полностью изменили внешность собственно монстра. Не сделай они этого, «Чужой» вполне мог обернуться черт знает какой мутью.
Незабываемый типаж
Начать с того, что все до единого персонажи в оригинальном сценарии фильма «Чужой» были мужчинами, включая главного героя (некто Мартин Роби). То есть, ключевая фигура знаменитой франшизы, несгибаемая Эллен Рипли, на которой там все держится, просто растворяется в пространстве, и на смену ей приходит очередной «коммандо», бессмысленный и беспощадный. Плюс к тому в том старом сценарии некоторые особо внимательные читатели углядели вполне себе внятный гомосексуальный подтекст, что совсем уж не лезет ни в какие ворота.
Страшное дело
Вторая доработка — собственно монстр — выглядит ничуть не менее судьбоносной. Похоже, О'Бэннон с Шуссеттом не особенно четко понимали, как должен выглядеть «Чужой», но они явно представляли его себе просто как... большой комок щупальцев! Судя по вот этому предварительному эскизу, вместо всем известного монстра с удлиненной головой от швейцарского гения Гигера в фильм могло попасть нечто совершенно дикое и бесформенное. Вот и представьте себе всем известного «Чужого» с мужиком вместо Рипли и вот этим чудом-юдом вместо ксеноморфа. Некоторые сценарии фильмов так и просят, чтоб их довели до ума.
Хотя...
Некоторые выброшенные сцены могли стать шедевральными. Например, когда Чужой объявляется в первый раз в полностью выросшем виде, он... отрывает голову одному из второстепенных героев, и уносит с собой дергающееся тело на глазах у главного героя. Об этом Мартин Роби потом рассказывает друзьям в таком духе: «Это было ужасно... Как курице...» Похоже на эпичную фразу типа «I'll be back». Также там была еще душераздирающая сцена, в которой Чужой защищается от огнемета еще живым членом экипажа, и вообще в сценарии было довольно много экшена: во второй половине сюжета монстра протыкали насквозь, сжигали, а потом выбрасывали в открытый космос, где он в конце концов взрывался на мелкие кусочки!
Человек-паук
Джеймсу Камерону, пожинавшему плоды «Титаника», на рубеже 2000-х предложили работать над «Человеком-Пауком» - проектом, к которому «Коламбия Пикчерз» готовилась долгие годы. Что самое удивительное, маэстро практически сразу дал полное свое согласие выступить в качестве не только режиссера, но и продюсера, и автора сценария! Но главы компании очень опасались (не без оснований), что Камерон выйдет за рамки бюджета. Все хорошо помнили, чем обернулись съемки «Титаника», на который первоначально выделили меньше ста миллионов, а в итоге он обошелся вдвое дороже. И пусть кассовый успех с лихвой перекрыл вложения, снова рисковать никто не хотел.
Поэтому Камерону поставили условие: он получит три миллиона долларов за сценарий, который совершенно точно может быть воплощен в виде фильма с бюджетом НЕ БОЛЕЕ 60 миллионов. Против ожидания, Джеймс (который, по слухам, тот еще любитель денежных знаков), спустя буквально несколько дней предоставил студии полностью готовый сценарий фильма «Человек-Паук», который прекрасно отвечал основным требованиям. Как он управился с этим так быстро?
Спасибо за предложение
Оказывается, в то время, когда «Человеком-Пауком» занималась совсем другая студия, тамошний продюсер Менахем Голан приобрел права на сценарий от Джона Бранкато и Теда Ньюсома, потом этот сценарий был переписан неким Барни Коэном, потом самим Голаном, потом еще чуть ли не десятком каких-то малоизвестных авторов. В общем, сценарий «Человека-Паука» уже существовал во вполне себе готовом виде. Так вот, Камерон, вместо того, чтобы сочинять историю про Питера Паркера самостоятельно, просто перекупил сценарий фильма у Голана (за сумму, понятное дело, на несколько порядков меньшую, чем обещали ему самому), и малость поправил сюжет. Знающие люди говорят, что его изменения свелись в основном к тому, чтобы подписать страницы своим именем. Впрочем, такое имя дорого стоит...
И что же это был за сценарий?
Я Человек-Паук! - Нет, я Человек-Паук!
Мама дорогая... Ничего общего с первым фильмом Сэма Рейми 2002 года нет и в помине. Начать с того, что здесь главзлодей вовсе не Зеленый Гоблин, а Октопус из второй части (но даже и здесь одни сплошные расхождения). Он преподает физику в колледже, в котором учится Питер Паркер, так что он Профессор Октопус. Его и Питера укусил один и тот же радиоактивный паук (отсюда и суперспособности злодея, и его щупальца не механические, а часть его мутировавшего тела). Далее: 90% действия посвящено попыткам Октопуса украсть у Питера некие бумаги с расчетами по физике (ведущие в плохих руках к порабощению мира, понятное дело). А еще Профессор... всю дорогу норовит называть себя Человеком-Пауком, а Питера выставить самозванцем!
Мы будем скучать без дяди Бена. Правда, недолго.
Вообще, сценарий был довольно неудачный. Персонажи появляются из ниоткуда и исчезают в никуда после пары сцен (к примеру, дядя Питера Бен). После смерти дяди его семья забывает об этом происшествии начисто, и даже не заморачивается на похороны. У Октопуса имеется бестолковый и совершенно лишний помощник Винер, который все время его подводит. И злодей ПЯТНАДЦАТЬ РАЗ на протяжении фильма произносит идиотское «Оки-доки», так что оно, таким образом, становится его «коронной фразой».
Повезло так повезло!
Боссы студии заплатили Камерону обещанную денежку, но сценарий решили отложить до лучших времен. Маститый режиссер хлопнул дверью, и на его место моментально пришел Сэм Рейми, для которого история про Спайдермена стала катапультой в зенит славы и успеха. Сценарий Камерона переделали для второй части, внеся массу изменений, и фильм получился на редкость удачным и вменяемым. Никаких «Оки-доки» в нем не было, это выкинули в первую очередь. Да, и об ограничении бюджета на уровне 60 миллионов тоже старались больше не заикаться, так что Рейми спокойно потратил на первый фильм 140 миллионов, а на остальные два — еще больше.
Хотя...
Пахнет Золотой Малиной...
Главным претендентом на роль Октопуса в варианте Камерона был его любимец - Арнольд Шварценеггер. Класс.
Назад в будущее
Когда Боб Гейл и Роберт Земекис в начале 80-х пытались получить одобрение своего сценария про школьника, путешествующего во времени, они везде наталкивались на решительный отказ. Многие думают, это происходило потому, что по сюжету в подростка влюбляется его собственная мать, что, действительно, по здравом размышлении выглядит как-то не очень. Но на самом деле сам сценарий в своем первоначальном варианте, мягко говоря, нуждался в доработке.
Неплохой бизнес, да, Док?
Начать с того, что Док и Марти совместно занимались... продажей порнографии! Да, именно так: дома у Дока они оборудовали видеостудию, на которой занимались, нет, не съемками, а всего лишь перезаписью порнографических фильмов, которые они потом тайком продавали страждущим школьникам Хилл Вэлли (от клиентов не было отбоя).
Уже эта милая деталь могла отпугнуть продюсеров от съемок картины, но Земекис и Гейл припасли еще немало сюрпризов. Так, в сюжете имеется огромная куча еще более лихих натяжек, чем в окончательном сценарии картины.
Жжешь, Марти!
К примеру, здесь фигурирует Кока-Кола, которую Марти БЕЗО ВСЯКОЙ ПРИЧИНЫ льет в устройство для получения энергии для Машины Времени, в результате чего это устройство генерирует сколько-то там гигаватт. Док объясняет это тем, что «формула Кока-Колы — самый охраняемый секрет в мире». В итоге этот напиток используется Доком в качестве... топлива для Машины! Еще одна замечательная сюжетная дыра состоит в том, что когда Марти и Док возвращаются обратно в 80-е, они обнаруживают, что там... нет такого музыкального стиля, как рок-н-ролл. Этим подразумевается то, что Марти во время своего эпического представления с гитарой стал родоначальником некого нового направления в музыке! Словно Чак Берри, Литтл Ричард и Элвис Пресли вовсе не существовали на свете.
Вы что, серьезно???
Ну а самая большая проблема того первоначального сценария состояла в том, что машиной времени вместо великолепного автомобиля Де Лореан там был простой... холодильник! Подумать только — множество динамичных сцен с разгоном до 80 миль в час, вся эта эстетика, связанная с машиной, и являющаяся неотъемлемой и очень важной частью картины, в конце концов, отсылка к летающим транспортным средствам будущего в конце фильма — вместо всего этого какой-то скучный кухонный рефрижератор, который и с места-то не мог сдвинуться!
Хотя...
Не пропадать же идее!
В том варианте с холодильником присутствовала как минимум одна эпичная сцена, в которой Марти и Док перемещались во времени, используя энергию ядерного взрыва, причем находясь чуть ли не в его эпицентре. Это наверняка было бы круто. И кто может поручиться, что знаменитый эпизод из «Королевства Хрустального Черепа», в котором Индиана Джонс спасается от ядерного взрыва в холодильнике, не пришел из того самого первоначального сценария фильма «Назад в будущее»? Спилберг и Земекис — давние друзья, и Спилберг был первым, кому Земекис дал прочитать свое творение!
|