Фильмы, которые так и не сняли
Голливуд – это бизнес. Огромная деловая машина с многомиллионными оборотами. И хотя работа создателей кино, в первую очередь, творческая, музам, вдохновляющим режиссеров, постоянно приходится сталкиваться с приземленной материей наподобие маркетинговых исследований или поисков финансирования. Увы, порой музы разбиваются вдребезги..
Причины, по которым многообещающие проекты так и не добираются до большого экрана, могут быть самыми разнообразными: тут вам и проблемы в личной жизни главных участников процесса, и непредвиденные катастрофы при съемках, и наличие более сильного конкурента, которому дают зеленый свет, да просто ссоры внутри коллектива или самодурство какой-нибудь ключевой фигуры! Итог может быть плачевным: многообещающий фильм, по поводу которого у авторов была масса энтузиазма и радужных надежд, уходит в небытие, никем не увиденный.
Очень жаль, что так происходит. Потому что нет никакого сомнения в том, что мир лишился замечательных картин, которые могли бы стать блокбастерами, а то и вовсе шедеврами. Могли бы – но не стали. Трудно судить о том, какая судьба ждала бы каждый из этих проектов. Этого мы не узнаем никогда… Хотя кто-то уверен, что не все еще потеряно!
Итак, фильмы, которые так и не сняли:
Супермен против Бэтмена
Дело было в 2003-м году. Руководство компании «Warner Brothers» всерьез призадумалось о кинематографическом будущем двух культовых героев комиксов, которые снискали за время своего существования колоссальную популярность. В начале двухтысячных дела героев были плохи, и с этим надо было что-то делать. Первые два фильма про Человека – Летучую Мышь, снятые Тимом Бертоном, были чудо как хороши, но пришедшие вслед за ними «Бэтмен Навсегда» и особенно аляповатый «Бэтмен и Робин» Шумахера сильно подпортили репутацию супергероя как в высшей степени харизматичного и стильного персонажа. Впечатление было смазано – особенно отличился последний фильм.
У Супермена дела обстояли не лучше: мало того, что его экранизировали аж четверть века назад – так еще и продолжения оригинального фильма подкачали, превратив историю в фарс. В том, что аудитория нового времени примет старых героев с распростертыми объятьями, никто не сомневался. И тут кому-то пришла в голову мысль объединить эту парочку в одном фильме.
На первый взгляд, идея была бредовой, но кто назовет серьезной историю про человека в красных трусах поверх трико, который летает по воздуху, вытянув вперед кулак, вертя планету в обратном направлении? А между тем людям это нравилось! Поэтому не стоит относиться с предубеждением к задумке продюсеров – не исключено, что фильм ждала бы грандиозная популярность.
Проект «Супермен против Бэтмена» получил одобрение, началась подготовка к производству. На должность сценариста утвердили талантливого Кевина Уолкера, написавшего в 97-м сценарий к фильму «Семь». Режиссерское кресло согласился занять прославленный Вольфганг Петерсен, снявший в свое время «Эпидемию» и «Президентский самолет». Успели даже утвердить кандидатов на роль Супермена – это были Джош Хартнетт и Кристиан Бэйл.
Сюжет был прост: Джокер убивает жену Бэтмена, и сваливает вину на Супермена. Два супергероя устраивают роскошную бойню, вгоняя в землю половину Метрополиса, но потом обман раскрывается, и в финале оба объединяют силы против общего врага. В сценарии, в числе прочего, присутствовало обрушение огромного небоскреба, а бюджет мог составить эпические 200 миллионов долларов.
Не срослось. А все из-за проекта Брайана Сингера, который решил снять кино про отдельно взятого Супермена без примеси Бэтмена. По слухам, проект похоронили как раз из-за того самого небоскреба, который выглядел бы кощунством на фоне жуткой истории со Всемирным торговым центром 2001 года. В общем, разрешение на съемки дали Сингеру, и тот запустил в производство масштабный проект «Возвращение Супермена», добравшийся до экранов спустя три года, в 2006-м. Обошедшийся в космические 270 миллионов (слухи), в американском прокате этот фильм даже не окупился, и в итоге попал в список провальных картин. Может, «Супермен против Бэтмена» стал бы хитом? Как знать… Петерсен отменный режиссер, и «Троя», которую он снял сразу после закрытия супергеройского проекта, в мгновение ока взлетела на вершины хит-парадов…
Теперь, когда был дан старт великолепным «Бэтменам» Нолана, ставшим одними из лучших фильмов всех времен, проект о встрече двух супергероев похоронен окончательно. Отголоски его дошли до нас в фильме «Я-легенда» с Уиллом Смитом, в котором на городских улицах можно видеть обветшавший плакат с рекламой несостоявшегося блокбастера. Он отлично виден сразу после того, как Роберт сталкивается с львиным семейством.
Рандеву с Рамой
Талантливый Дэвид Финчер, взлетевший на вершину благодаря «Бойцовскому клубу», поразивший мир драмой «Семь», и как раз закончивший снимать «Зодиак» с Джейком Джилленхаалом, обратился к научно-фантастической теме, которая всегда была очень интересна для него. Выбор Дэвида пал на роман Артура Кларка, написанный в 1972-м году. В нем рассказывается о гигантском 30-километровом черном цилиндре, медленно дрейфующем по направлению к Земле. Группа астронавтов направляется к объекту (дело происходит в 22-м веке), главный герой в исполнении Брэда Питта проникает внутрь цилиндра, и сталкивается там с неким вселенским откровением. Объединившись с Морганом Фрименом, согласившимся выступить в качестве продюсера, Финчер начал готовиться к съемкам.
Автомобильная авария, приключившаяся с Фрименом короткое время спустя, положила конец этим планам. Моргану было уже 70, он очень тяжело перенес катастрофу, и оказался на несколько месяцев прикован к постели. В итоге он вообще отказался участвовать в проекте, и Финчер занялся «Загадочной историей Бенджамина Баттона», в которой в главной роли выступил все тот же Брэд Питт. Известно, что этот фильм стал самым успешным для Финчера за всю его карьеру, но все-таки жаль, что «Рандеву с Рамой» не увидело свет. В одном из интервью Дэвид как-то обмолвился, что не исключает возможности возвращения к фантастическому проекту. Тем не менее, в списке грядущих работ режиссера этой картины что-то не видно.
Человек, который убил Дон Кихота
Терри Гиллиам – культовый режиссер, снявший в 1995-м знаменитый фильм «12 обезьян» с Брэдом Питтом и Брюсом Уиллисом. В 2000-м он приступил к съемкам масштабной картины по мотивам произведения Сервантеса про Рыцаря Печального Образа Дон Кихота. Для самого Гиллиама это был очень важный фильм, он много для него значил, образ человека, противопоставляющего себя системе, постоянно встречается в других его работах. Фильм должен был стать одним из крупнейших европейских проектов, его бюджет первоначально составлял 40 миллионов долларов. Это был самый амбициозный проект Гиллиама, который делался без малейшей помощи американских продюсеров. Рабочее название проекта было «Затерянные в Ламанче».
На главную роль Терри утвердил известного французского актера Жана Рошфора, который специально для фильма семь месяцев учил английский язык. Значительно переработанная история Сервантеса включала в себя множество творческих вольностей, наподобие пришельца из 21-го века, попавшего в эпоху Дон Кихота при помощи машины времени. Санчо Пансу должен был сыграть Джонни Депп… Съемочная группа во главе с Терри Гиллиамом вылетела на съемки в Испанию, где приступила к работе в окрестностях Мадрида.
Определенно, самому Гиллиаму этот проект должен напоминать страшный сон. Начать с того, что рядом с местом съемок находилась военная база, так что над головой Дон Кихота постоянно летали истребители. Уже на второй день съемок случилось наводнение, которое не только смыло все оборудование, но и полностью изменило внешний вид локации, сделав бесполезными предыдущие съемки. Терри мужественно работал. Увы: спустя короткое время Жан Рошфор получил травму спины, когда скакал на лошади. Когда ему помогли слезть на землю, он едва мог стоять на ногах.
Съемки немедленно прервали. Рошфор улетел в Париж на обследование, а тем временем Гиллиам пытался делать сцены, в которых не участвовал Дон Кихот. Но усилия были напрасны: из Парижа пришла неутешительная новость о том, что у Рошфора двойная межпозвоночная грыжа, сделавшая актера инвалидом на неопределенный срок. Он не просто не мог закончить фильм, а вообще вряд ли когда-либо мог вернуться к нормальной жизни. Дон Кихоту пришел конец.
Поскольку Гиллиам не видел в главной роли никого, кроме Рошфора, он объявил о том, что съемки закончены. Можно себе представить, какой это был для него удар… Единственной памятью о несостоявшемся проекте стала документальная картина о том, как снимали «фильм, который не хотел быть снятым». Права на сценарий перешли к страховым фирмам, выплатившим продюсерам в общей сложности 15 миллионов долларов.
Но Гиллиам не терял надежды! После многолетних разбирательств о правах на экранизацию сценария между французскими продюсерами и немецкими страховыми фирмами, эти права вновь перешли к режиссеру. На протяжении двухтысячных неоднократно появлялись новости о том, что производство то ли запущено, то ли вот-вот будет, Джонни Депп то ли будет сниматься, то ли нет (он в итоге отказался), деньги на проект то ли найдены, то ли вот-вот будут найдены… На свет появлялись все новые картины Терри, сделанные в Голливуде – «Братья Гримм», «Страна приливов», «Воображариум доктора Парнаса», а фильма про Дон Кихота как не было, так и нет. Определенно, не судьба.
Хало
Поклонники компьютерных игр хорошо знают этот суперпопулярный шутер от первого лица, выпущенный в начале 2000-х для приставки X-Box, а затем получивший множество продолжений, и даже перенесенный на страницы книги. Игровая серия Halo была признана специальным изданием книги рекордов Гиннесса лучшей серией всех времен, опередив таких грандов, как Call of duty и Legend of Zelda. Вселенная игры была столь масштабна и так подробно проработана, что, по мнению многих, она ничуть не уступала вымышленной вселенной Звездных войн Джорджа Лукаса. Вполне ожидаемым было появление масштабного кинофильма по мотивам игры. В 2005-м об этом заговорили всерьез.
Проектом собирался заняться собственной персоной Питер Джексон, потрясший мир своей великой трилогией «Властелин колец». Правда, он собирался всего лишь продюсировать картину, а в качестве режиссера, по слухам, должен был выступить юный Нил Бломкамп, не снявший еще ни одного крупного проекта. Но Джексон был совершенно уверен в таланте своего протеже (мечтавшего снять фантастику), так что в качестве исходного продукта ничуть не сомневался. Известно, что к проекту проявил огромное внимание сам Билл Гейтс, президент компании Microsoft, выпустившей игру. Он говорил, - «Это будет не просто фильм, который будет интересен фанатам игры, но зрелище, которое познакомит со вселенной Halo миллионы зрителей, далеких от компьютерных игр».
К сожалению, энтузиазм даже такого гранда, как Питер Джексон, не может решить все проблемы. Начать с того, что корпорация Microsoft неожиданно заломила чрезмерную цену за использование вселенной Halo. Но на это Джексон еще мог пойти – после выхода в свет трилогии про хоббитов он не мог считать себя бедным человеком. Гораздо хуже было другое – в Microsoft настаивали на контролировании съемок! Условие для Джексона абсолютно неприемлемое – это очень независимая личность. Последней каплей стал отказ кинокомпаний Universal и 20th Century Fox брать в качестве режиссера 26-летнего дебютанта Нила Бломкампа с его пустым резюме.
В итоге Джексон объявил, что раз так, проекта вовсе не будет, и занялся «Кинг-Конгом», посвятив ему все свои силы. Так Бломкамп и остался тогда без работы – Джексон продвинул его лишь долгих четыре года спустя, когда Нил снял-таки свое дебютное большое кино. Это был «Район №9», ставший хитом, и прекрасно принятый критикой. Фанаты Halo только разочарованно вздохнули. Но игре все же улыбнется удача! 20th Century Fox купила права на экранизацию, и значит, снимать будут – такие деньги на ветер не бросают. Фантастический боевик может получиться просто потрясающим, но при одном условии – если в режиссерском кресле не окажется какой-нибудь бездарь вроде Уве Болла. Такая опасность есть – Болл так и норовит экранизировать еще какую-нибудь игру, и нет закона, который запретил бы ему заниматься своей тлетворной деятельностью.
Осадки
А вот и еще один чрезвычайно многообещающий проект, в основе которого лежит компьютерная игрушка. Fallout – знаменитая ролевая игра, в которой действие происходит в постапокалиптическом будущем. Практически вся планета погибла в ядерной войне, и горстки уцелевших людей, разбросанные по обширным территориям, борются за выживание в анархическом обществе, попутно сражаясь с причудливыми мутантами. Игра вышла в 1997-м и стала настолько популярна, что президент выпустившей игру компании Interplay решил, ни много ни мало… организовать собственную производственную компанию специально для экранизации игр! Проект казался многообещающим, и вот создали фирму Interplay Films, и приступили к подготовке съемок фильма.
Что там произошло в недрах Interplay – нам неведомо, но компания, основанная для выпуска фильмов, так и не выпустила ни одного (но денег сожрала много). Нет данных ни о режиссере, ни об актерах – только о сценаристе Бренте Фридмане, который звезд с неба не хватал. Но кино могло получиться отличное и очень масштабное, а главное в нем было – развитый сценарий, который основывался на подробно проработанной вселенной игры, и получил продолжение в новых частях Fallout, вышедших позднее. Interplay Films была расформирована, так и не выпустив ни одного фильма, а постапокалиптические картины «Водный мир» и «Почтальон», снятые незадолго до этого в Голливуде, с треском провалились. Так что достойный кассовый фильм подобного рода и масштаба, видимо, еще впереди.
Мегалополис
Оскароносный Фрэнсис Форд Коппола, сделавший себе имя трилогией «Крестный отец» и снявший знаменитого «Дракулу» и великий «Апокалипсис сегодня», в начале 2000-х задумал эпик бескрайнего масштаба. Научно-фантастическая картина по роману знаменитой писательницы Алисы Розенбаум, прославившейся в США под псевдонимом Айн Рэнд, должна была показать утопический Нью-Йорк будущего.
Бюджет обещал быть колоссальным. Для самого Копполы это мог быть главный проект в его карьере – учитывая то, что весь мир, натурально, десятилетиями ждал, когда же Коппола выдаст что-то соответствующее масштабу его дарования. И вот работа началась – Коппола отснял по всему Нью-Йорку массу предварительного материала с оператором Роном Фрике, встретился с несколькими актерами первого эшелона, такими как Николас Кейдж, Расселл Кроу, Роберт Де Ниро и Кевин Спейси. До начала съемок оставалось всего ничего.
А потом произошел страшный теракт 11 сентября 2001 года, когда террористы протаранили авиалайнерами башни Всемирного Торгового Центра. Жизнь города разделилась на ДО и ПОСЛЕ, и художественное видение Копполы о том, что будет спустя несколько лет, совершенно не вязалось с общей атмосферой в Нью-Йорке, испытавшем сильнейшее потрясение в своей истории. Город будущего, каким его задумал Коппола, растаял как дым – теперь Нью-Йорк будет совсем другим, и это – навсегда. Потрясенный режиссер оставил идею снять свою великую утопию, которую вынашивал столько лет. Увы, так он с тех пор и не снял ничего значительного, а его преклонный возраст не позволяет надеяться на то, что подобный проект когда-нибудь увидит свет.
Крестовый поход
Вот это было разочарование: о картине в свое время говорили как о свершившемся факте, но прошли годы, и никакого фильма в кинотеатрах так и не появилось… Это могла быть могучая бомба: отличный режиссер Пол Верховен, как раз прогремевший на весь мир своими суперхитами «Вспомнить все» и «Основной инстинкт», в 1995-м вознамерился снять исторический боевик эпических масштабов за 150 миллионов долларов, да еще и с Арнольдом Шварценеггером в главной роли! О, если бы такой фильм вышел на экраны, он мигом бы стал кинособытием десятилетия вместо «Титаника». Сценарий от Уолона Грина (позднее он напишет «Стирателя»), считался самой брутальной историей, которую когда-либо видел свет. Колоссальные битвы многотысячных армий с форсированием мостов на боевых колесницах, и осада средневековой крепости полусотней катапульт с последующим разрушением ее до основания должны были стать зрелищем, равного которому зритель еще не видел.
И тут грянул печально известный «Остров головорезов», выпущенный компанией Carolco как раз в тот год, и разоривший контору дотла. Вместо съемок нового блокбастера со Шварценеггером фирма поплелась подавать документы о банкротстве. Опечаленный Верховен принялся снимать «Шоугелз» - согласно критикам один из худших фильмов в истории, разрушивший голливудскую карьеру Пола чуть не до основания. А Арнольд принял предложение сняться в «Стирателе», который был, увы, ничем не примечателен, и не оставил в истории ни малейшего следа. Тема средневековых битв много лет спустя была с должным масштабом реализована в «Царстве небесном» Ридли Скоттом, но это было уже совсем не то, что мог снять циничный и жесткий Верховен...
|