Проклятие третьей части
Это кажется странным, но запал авторов с завидной регулярностью иссякает аккурат на третьей серии франшизы. В итоге зритель получает натуральное ведро ледяной воды за шиворот – тут вам и разочарование в самых лучших ожиданиях, и даже шок от настоящего оскорбления всех поклонников киносериала.
Проклятие третьей части
Супермен
Даже чубчик в виде S
Каноничнейший случай скатывания франшизы в отстой начиная с третьего фильма. Первый «Супермен» (1978) оказался грандиозным успехом, прежде всего для Уорнер Бразерс. Экранизация популярного комикса в одночасье стала самым прибыльным фильмом компании, что вполне оправдало ожидания, поскольку в конце семидесятых с бюджетом в $55 млн (около $170 000 000 по нынешним меркам) это был самый дорогостоящий фильм в мире. Неизвестный актер Кристофер Рив превратился в суперзвезду, продюсеры заполучили новую машину по производству прибыли, и вообще «Супермен» оказался одним из самых ярких кинособытий того времени, ненамного отстав от эпохальных «Звездных войн» Лукаса.
Смотри куда летишь!
Через два года на свет появился неплохой «Супермен 2» (1980), который, правда, все же не смог повторить успех оригинала – возможно, из-за неразберихи с режиссерами. Автор первого фильма Ричард Доннер снял три четверти материала еще во время работы над Суперменом номер один, после чего из-за острой нехватки времени его заменили Ричардом Лестером, который и закончил работу (сделав это не лучшим образом). Сам Доннер утверждал, что ему не дали завершить фильм из-за чересчур независимого взгляда на то, каким должно быть продолжение: Доннер всячески сопротивлялся стремлению продюсеров сделать второго «Супермена» более комедийным. И тем не менее, это все равно был удачный сиквел, который заслуженно обрел своих поклонников.
Основная тема: спасение нелепого негра
Поэтому, когда Лестер уже в одиночку принялся за «Супермена 3», ничто, в общем-то, не предвещало беды. Все тот же Кристофер Рив в главной роли, все тот же солидный бюджет, и огромные ожидания аудитории... Тем сильнее было разочарование зрителей, когда они увидели фильм в 1983-м. Он был похож на звонкую пощечину всем ценителям кинокомиксов.
Что-то не очень смешно получается…
Мало того, что Супермен начисто утерял первоначальную серьезность и даже трагичность, превратившись в нелепую пародию на самого себя – оказалось, что Лестер даже близко не стоит с Доннером по мастерству режиссуры. Он выглядел самым настоящим бездарем, и многие потом вопрошали, что побудило высшее руководство Уорнер Бразерс дать ему контроль над съемками.
Я несу смерть и разрушения!
Пестрящий неуместными шутками, похоронивший все, за что боролись предшественники, «Супермен 3» полностью испортил репутацию главного героя, так что когда в 87-м вышел совсем уж смехотворный «Супермен 4: В поисках мира», Человека В Трусах Поверх Трико решительно отправили на пенсию. Первые попытки реабилитировать его предприняли спустя добрых двадцать лет, видимо, чтобы все успели как следует забыть о том кошмаре с цифрой 3…
Терминатор
Я ему говорил: не расчесывай!
Ярчайший пример «Проклятия третьей части». Первые два фильма франшизы, снятые могучим канадцем Джеймсом Камероном, однозначно являются одними из самых шикарных фантастических боевиков за всю историю кино. Особенно хороша вторая часть, которая камня на камне не оставляет от утверждения, что «оригинал всегда лучше». Влияние Терминатора на мировую популярную культуру переоценить невозможно – это культ.
У нас будет только один дубль…
Разумеется, продюсеры не могли оставить киборга из будущего без внимания, и на протяжении многих лет искали возможность снять третью часть, которая сотрясла бы мироздание не хуже первых двух. На протяжении девяностых Камерон то объявлял о работе над сценарием третьего фильма, то снова откладывал все в долгий ящик, пока, наконец, не отказался от идеи окончательно со словами: «Эту историю я рассказал до конца». Видя такое дело, и Арнольд отказался сниматься в продолжении, потому что не верил, что кто-то кроме Камерона может сделать его как надо.
Я тебе щас так подрежу!
Но стремление маститых продюсеров Эндрю Вайны и Марио Кассара заработать на популярности Мистера Айлбибэк было сильнее, чем нежелание режиссера иметь дело с проектом. На рубеже 2000-х стало ясно, что фильм все равно снимут, с Камероном или без него, причем с максимально возможным бюджетом. В общем, Камерон просто посоветовал Арнольду «заломить 30 миллионов» за роль, и если не откажутся – черт с ними, сняться и забыть. К всеобщему удивлению, дикая сумма, запрошенная Арни (между прочим, самый большой гонорар в истории кино) не смутила продюсеров ни на секунду. Они даже согласились прибавить сверху процент от сборов (в итоге Арни заработал миллионов сорок с хвостиком). Бешеная зарплата центрального персонажа привела к тому, что «Терминатор 3» получил рекордный на тот момент первоначальный бюджет в 170 миллионов, который в процессе съемок вырос до двухсот.
Все очень вас полюбили
Да не обманут нас кассовые сборы на уровне второго «Терминатора!» Снятый Джонатаном Мостоу третий фильм стал непоправимым злом, Антихристом мира кино. Он отвратителен для всякого, кто проникся отточенным стилем Камерона и его сверхъестественным умением создавать атмосферу. Как ни странно, в целом критики всего лишь сдержанно признали, что он «хуже первых двух», что на самом деле довольно загадочно, потому что этот бесталанный, пошлый, юморной, очаровательный, как дохлая лошадь, аттракцион так своеобразен, что он всего лишь хуже атомной войны.
Собственно, после него уже нет шансов не то что оживить франшизу, но хотя бы направить ее в верное русло. Теперь на эту тему можно смело снимать комедию «Железные подштанники судьбы» с Адамом Сэндлером.
Робокоп
Как пройти в библиотеку?
Нетленная классика. Оскар за особые достижения. Прорыв голландца Верховена к вершинам Голливуда. Кассовый хит. Огромная популярность Робокопа стала сюрпризом даже для его создателей. Впрочем, безупречно снятый, жестокий и энергичный, и при этом удивительно умный фильм (некоторые прямо относят его к жанру сатиры) практически целиком был соткан из одних достоинств. Столь талантливо и вдохновенно сделанных картин на свете так мало, что их можно по пальцам пересчитать. Неудивительно, что он запустил такую большую франшизу с телесериалами, комиксами и компьютерными играми всех мастей на десятилетия вперед.
Вот сниму до конца – и на пенсию
Через три года мир увидел фильм «Робокоп 2», снятый опытным Ирвином Кершнером – между прочим, автором самой лучшей, по мнению фанатов, серии саги «Звездные войны» - «Империя наносит ответный удар» (1980). И вновь ветеран не подвел: его продолжение истории про робота-полицейского оказалось достойным фильма-оригинала, и в целом полностью оправдало ожидания поклонников. Это фильм тяжеловесный, но мощный и зрелищный, и он бесспорно верно уловил тон, заданный Верховеном, в чем, в общем-то, и состоит его главное достоинство. Этим своим фильмом Кершнер поставил блистательную точку в карьере кинорежиссера. Всем бы так уйти…
На этом стоило закончить, но нет: как водится, продюсеры намеревались стрясти с чугунного полицая с человеческим лицом еще немножко больше шелестящего счастья. Появление очень плохого «Робокопа 3», сделанного сразу же после выхода второго фильма, иначе как алчностью и не объяснишь.
Спасибо тебе, Гудвин, за мозги
С самого начала можно было предположить грандиозное фиаско. Верховен, как раз вовсю трудившийся над хитами «Вспомнить все» и «Основной инстинкт», не интересовался проектом. Отказался сниматься исполнитель главной роли Питер Веллер, занятый в культовой фантасмагории Кроненберга «Голый завтрак». Оригинальный сценарий Фрэнка Миллера забраковали как «не подлежащий экранизации» и насочиняли вместо него какой-то околесицы. Словно мало было всех этих бед – еще и выпускающая компания Orion скоропостижно скончалась аккурат перед началом проката! Полных два года фильм не могли выпустить на экраны, но когда это наконец случилось, все пожалели, что фильм вообще увидел свет. Разочарование оказалось не просто острым – болезненным.
Расческа есть? А если найду?
Начать с того, что посредственный режиссер Фред Деккер, ранее снявший всего-то пару неудачных ужастиков, идеально провалил задачу, выполненную его предшественниками. У него получился фильм чудовищно пустой и неинтересный, не сумевший выжать из показанных ситуаций ни капельки драматизма. Временами его просто неудобно смотреть: стыдно за авторов. Если в случае с «Чужим» можно было найти массу светлых моментов, то здесь – просто бездна отчаяния. Критикам же этот фильм напомнил манеру детройтских производителей ежегодно выпускать под видом новой машины старую с новыми хромированными побрякушками. Он не смог предложить зрителю абсолютно ничего, словно его авторы и сами не понимали, зачем они все это затеяли.
Пожалуй, из всех «проклятых третьих частей» этот фильм – самый ненужный и досадный. Конечно, «Терминатор 3» с ним может поспорить, но он хотя бы не провалился в прокате с таким оглушительным треском.
Чужой
Здесь «Проклятие третьей части» проявило себя с неожиданной стороны: его не остановило даже наличие очень талантливого режиссера.
Меня - будить?!!
Культовая классика Ридли Скотта, фильм «Чужой» получил в 84-м потрясающий сиквел под названием «Чужие» от все того же Джеймса Камерона (похоже, этот парень отметился на самых важных поворотах киноистории). Гениальный фантастический блокбастер, как и прочие творения Джеймса, надежно угодил в рейтинги «самых-самых» еще в год своего выхода, а в дальнейшем его слава только росла. Неудивительно, что после такого успеха продюсеры Гайлер и Хилл прямо-таки горели желанием сделать третью часть. Их ничуть не смутило, что Камерон с самого начала не собирался снимать «Чужого 3», и из-за этого в проекте отказалась участвовать Сигурни Уивер (в точности повторилась ситуация со Шварценеггером!). Продюсеры были совершенно уверены, что сами справятся. Работа над сценарием началась всего через пару лет после выхода «Чужих».
Тогда еще никто не знал, что этот голливудский долгострой выльется в один из самых мучительных проектов в истории кино, о котором все его авторы будут вспоминать не иначе, как с содроганием. Начать с того, что сюжет продюсеры бросились выдумывать лично, и насочиняли там такой потусторонней ереси (как вам космическая станция в виде Чужого, или мутировавшие хищные овцы во дворе обескураженного фермера?), что сценаристы, нанятые, чтобы «причесать» весь этот бред, раз за разом увольнялись по собственному желанию со словами «идите вы на фиг!». Привести подобные выдумки к вменяемому состоянию было невозможно в принципе.
А чтоб было страшнее, нарисуем ей зловещую рожу на заднице!
Убив чуть ли не год на попытки создать что-то свое, продюсеры стали заказывать сценаристам сюжеты «с чистого листа». Все это вылилось в чистое безумие – голливудские авторы, как назло, тоже сочиняли нечто неудобоваримое, притом никак не связанное с предыдущими сериями: то бескрайний космический эпик с многотысячными баталиями, то деревянную планету-монастырь, то вообще противостояние между компанией Вейланд-Ютани, и коммунистами будущего (!). Впрочем, бюсты Ленина в космосе были не самым худшим во всей этой истории. Главный минус состоял в том, что все безнадежно запутались в видении будущего фильма, потому что НИКТО не понимал, каким он должен быть. Совсем. Даже вернувшаяся в проект Сигурни Уивер (которой посулили за это роль сопродюсера с соответствующей зарплатой) никак не помогла, начав отвергать все версии сюжета со словами «дичь», «чушь» и «вы что там, совсем с ума посходили?», но так и не предложив ничего взамен.
Звезда Смерти, бюджетный вариант
В головах царил хаос. Все мигом перессорились на всю жизнь. Забастовка сценаристов, в результате которой и без того напрочь сорванные сроки были отодвинуты еще на полгода, только добавила невроза. Наконец, студия 20 Век Фокс поставила ультиматум: или фильм начинает сниматься в 91-м, или проект закрывается к чертовой бабушке (а семь миллионов долларов, угроханных на него за четыре года мытарств со сценарием, летят в мусорное ведро).
Это была совершенно идиотская ситуация: фильм снимать надо, а сценария нет и не предвидится. Из-за всей этой неразберихи приглашенные режиссеры бросали работу один за другим, едва ознакомившись с чарующей атмосферой, окружавшей проект (автор «Крепкого орешка» Ренни Харлин, например, ушел со словами «Ноги моей в этом осином гнезде не будет»). Лучшие друзья под гипнотическим воздействием «Чужого 3» надежно становились смертными врагами, и начинали строить друг другу хитроумные подковерные козни с закулисным мордобоем и увольнениями в самый неожиданный момент.
Сильно не старайтесь: все равно не понадобится…
В отчаянии Гайлер и Хилл приказали построить в студии Pinewood декорации упомянутого деревянного монастыря в надежде, что за время строительства сценарий все же кто-нибудь доведет до ума. Все это выглядело каким-то кошмаром. Кончилось тем, что в проект в качестве последней надежды пришел молодой режиссер телереклам Дэвид Финчер, мигом переделал монахов в уголовников, в результате чего декорации этого самого монастыря, уже построенные в полный рост, было приказано разобрать обратно (на них напрасно угрохали еще семь миллионов), и построить на их месте декорации тюрьмы. Даже плотники и электрики были в недоумении.
Давайте так: я пойду, а вы тут делайте что хотите
Разумеется, Гайлер и Хилл тут же стали учить новичка Финчера уму-разуму, снимая фильм не то что наравне с ним, но вообще иной раз впереди него. Собственно, они и взяли-то его только из тех соображений, что дебютант будет выполнять все их указания и молчать в тряпочку. Нашла коса на камень. Как назло, рекламный гуру оказался крайне самолюбивым и своенравным типом, и такое отношение воспринял как жестокое оскорбление. Каждый день съемок сопровождался яростной руганью режиссера с продюсерами и сценаристами. Кончилось тем, что Финчера просто уволили к чертовой матери еще до этапа монтажа (с жутким скандалом), пообещав ему, что сами все доделают в лучшем виде. Стоит ли удивляться, что некоторые сценаристы были рады тому, что их имена не упоминались в титрах? Сам Дэвид Финчер до сих пор не желает иметь с этим фильмом ничего общего, уверяя, что он «ненавидит его больше, чем кто либо»!
Привет из зоны
Весной 92-го фильм, вышедший в прокат, стал тяжелейшим разочарованием для всех поклонников «Чужих». Камерон говорил, что сценарий в стиле «в общем, все умерли» стал для него ударом. Впрочем, продюсеры все же сумели вернуть затраты в прокате, что уже казалось большой удачей. К счастью, Финчер режиссер исключительно талантливый, так что режиссерская версия фильма, вышедшая на DVD, была впоследствии оценена очень высоко. И все равно «Чужой 3» по сей день считается классическим «проклятым проектом», с которым связана масса самых неприятных воспоминаний всех, кто имел отношение к его съемкам.
Парк Юрского периода
Джефф, а ты почему не улыбаешься?
Пожалуй, единственный фильм, чье влияние на массовую культуру на полном серьезе можно сравнить с «Терминатором 2», притом он еще и в прокате собрал вдвое больше, что вообще фантастическая удача. Три Оскара на этом фоне выглядят всего лишь довеском к общему великолепию. Гениальный Стивен Спилберг спустя четыре года после выхода первого фильма с удовольствием снял продолжение, которое, правда, уступило оригиналу, но не настолько, чтобы подвергнуть фильм хоть сколь-нибудь серьезной критике. Здесь было все: вдохновение, напор и визуальная феерия, фирменный Спилберговский драйв – то, что делает его приключенческие фильмы лучшими в мире. Касание Гения.
Но когда дело дошло до третьей части, все рухнуло. И виной тому – друг Спилберга Джо Джонстон. Ни разу не гений, к сожалению.
Хотя очень старался
Вообще-то Джо очень даже неплохой режиссер. К моменту выхода первого «Парка» он успел снять отличное семейное кино «Дорогая, я уменьшил детей» и приключенческий боевик «Ракетчик». И он ужасно хотел снять сиквел нашумевшего фильма с динозаврами сразу после его выхода, потрясенный совершенством творения Спилберга. Это была его мечта. Но Спилберг твердо собирался самостоятельно срежиссировать продолжение, и отказал Джонстону со словами: «Если будет третья часть, ее обязательно снимешь ты».
Я вчера поймал во-от такую…
При этом у Джонстона даже не было идеи о сюжете будущего фильма – только острый энтузиазм, и смутные представления о том, что «в фильме будет много птеродактилей». Все. Никто так и не смог придумать хоть что-нибудь новое и интересное, и даже сам Майкл Крайтон, автор книги, по которой сняли оригинальный «Парк Юрского периода», принявший было участие в «мозговом штурме» по поводу сценария, вышел из игры, так и не придумав ровным счетом ничего. Фильм было снимать просто НЕ О ЧЕМ. Все было рассказано и показано в первых двух картинах, причем это сделал мастер, которому нет равных.
Но Джо Джонстон и не думал отступать. Он просто начал снимать с недоделанным сценарием, рассчитывая «сообразить по ходу дела». Фильм выдумывался им буквально на ходу. Не раз и не два подобная манера работы оборачивалась для режиссеров горькими неудачами. Так вышло и на этот раз.
Каркуша уже не та
Несмотря на то, что технически этот фильм был еще более продвинутым, чем творения Спилберга (и обошелся гораздо дороже), он выродился в крайне примитивное и бездарное зрелище, с трудом выдерживающее один-единственный просмотр. На сегодня это худший фильм Джо. Тем более досадно, что фильм обязан был как минимум соответствовать прекрасным предшественникам, а вместо этого только испортил трилогию своим появлением. Магия Спилберга была застрелена из гранатомета. Великолепная первоначальная идея выродилась в идиотские догонялки, от которых за версту несло чистой коммерцией, если не чем похуже. Истинные поклонники серии уверены, что настоящих «Парков» только два, и они совершенно правы. Недаром «Парк Юрского периода 3» номинировался на «Золотую Малину» как «Худший ремейк», хотя и проиграл в этом почетном соревновании «Планете обезьян» Тима Бертона, тоже явно сотворенной в состоянии умопомрачения.
Некоторым мечтам лучше оставаться мечтами.
|